Совершившие преступления несовершеннолетние проживают, как правило, в родительской семье. Сузившаяся в последние годы практика переезда подростков в крупные населенные пункты для учебы в ПТУ и работы в профилактическом отношении положительна. Индивидуальная миграция несовершеннолетних снижает возможности воспитательного воздействия, социальный контроль, повышает риск негативных влияний на личность и поведение. Соответственно знание субъектами профилактики особенностей семейной ситуации подростков-правонарушителей, воспитательных возможностей семьи, оказание помощи родителям (как и применение к ним в необходимых случаях предусмотренных законом мер воздействия) значения никак не утрачивают.
В последние годы доля воспитывающихся в неполных семьях среди совершивших преступления сокращается, приближаясь к общестатистическим показателям. Типичной становится не структурная неполнота, а так называемое «семейное неблагополучие» — недостатки воспитания, обусловленные личностными характеристиками и отношением к воспитательным обязанностям со стороны родителей или заменяющих их лиц.
Особенности семейной ситуации, условий жизни и воспитания несовершеннолетних, находящихся в детских домах, интернатах, у родственников-опекунов, весьма специфичны. Профилактические достижения практики в отношении этих групп более чем скромны, в то время как распространенность преступности намного превышает общую среди несовершеннолетних. Так, по данным Прокуратуры РФ, в течение первого года после выхода из детского дома преступления совершают около 20% их воспитанников. В теоретическом плане проблема предупреждения преступности несовершеннолетних, проживающих вне родительской семьи, также пока ожидает своих исследователей.
Особенности нравственно-психологической характеристики позволяют определить типовые направления коррекции личности, содержание мер профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. Несовершеннолетние, совершившие преступления, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учебе или работе, недобросовестным отношением к ним. Для значительной части учащихся-правонарушителей характерны прогулы. По выборочным данным, хорошо успевали около 10% из них, примерно четверть были неуспевающими. Однако исследования показывают, что причина обычно не в ограниченных возможностях усвоения учебного материала, а в отсутствии заинтересованности в получении образования или профессиональной подготовки. Для подростков правонарушающего поведения они не являются значимыми субъективно: отсутствуют, как правило, и планы на будущее, обусловливающие стремление получить образование и специальность их законопослушными сверстниками.
Субъективно более значимой сферой для несовершеннолетних правонарушителей является досуговая, соответственно связанная с ней деятельность оказывает более существенное формирующее воздействие на личность, чем в нормотипе. При этом содержательная характеристика свободного времени отличает подростков, совершивших впоследствии преступления, от других сверстников: предпочтение отдается праздности. Характерной является неразвитость интересов, реализуемых в сфере досуга. Чтению, например, уделяют часть свободного времени около 2/3 законопослушных и менее 10% правонарушителей; техническому творчеству, музыке, спорту — соответственно около 70% и 15 - 20%. Типична и неустойчивость интересов: даже занятие спортом, наиболее популярная из социально одобряемых форм досуговой деятельности среди несовершеннолетних правонарушителей, имеет для них лишь кратковременную привлекательность. Видимо, и экономические проблемы последних лет сократили объем посещения несовершеннолетними кино, дискотек, спортивных секций. Выборочные данные показывают, что бесцельное времяпрепровождение в кругу сверстников, часто связанное с потреблением спиртных напитков, не только сохраняет приоритет, но поглощает почти все свободное время. «Тусуемся» — так определили наиболее популярный вид досуга опрошенные несовершеннолетние рассматриваемой группы. Предшествующий совершению преступления опыт правонарушающего поведения обычно связан с бессодержательностью досуга, праздностью. Исследования указывают на их высокую распространенность (до 70-80% совершивших впоследствии преступления). Таким образом, механизм развития социально-негативной ориентации личности формируется у несовершеннолетних обычно не от внутренней потребности к определенным формам деятельности, а в обратном порядке: фактическое времяпрепровождение закрепляется в привычку, что формирует соответствующие потребности.
Исследования отмечают у несовершеннолетних правонарушителей развитость таких негативных свойств, как грубость, озлобленность, агрессивность, лживость, безответственность, отсутствие сострадания к другим. При этом характерным является не проявление одного из них, а наличие комплекса, свидетельствующее о нравственной деформации личности в целом.
Защита земельных прав субъектов купли-продажи земельных участков
Исполнение договора купли-продажи земельного участка - это совершение продавцом и покупателем (либо воздержание от совершения) действий, связанных с передачей, принятием и оплатой земельного участка. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и треб ...
Обязанность в письменной форме уведомить
регистрирующий орган
Каким образом действующее законодательство гарантирует права кредиторов реорганизуемого лица? ГК РФ посвящает данному вопросу ст. 60 и к основным гарантиям относит обязанность юридического лица в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в течение трех рабочи ...
Социальная сущность совокупности преступлений
В УК РФ 1996 г. (в редакции закона от 13 июня 1996 г.) институт множественности был представлен тремя видами (формами): неоднократность преступлений (ст. 16), совокупность преступлений (ст. 17) и рецидив преступлений (ст. 18). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ все положения уголовно ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).