Исходя из анализа конституционного развития России до 1905 года, можно сделать вывод о том, что российский конституционализм вполне может быть истолкован как внутрисистемный реформизм, имевший целью преобразовать самодержавие в правовое государство. При этом под конституционализмом следует понимать многомерное явление государственной и общественно-политической жизни, принимающее различные формы и содержание в зависимости от конкретно-исторических условий. Более активные, в сравнении с предыдущим этапом, действия в данной области были предприняты в дореволюционной России поле 1905 года.
Первым в этом отношении актом является Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, принятый императором Николаем II 17 октября 1905 года. Данный документ провозглашал "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Таким образом, Манифест являлся первым официальным российским документом о гражданских свободах.
Надо сказать, что пункт 2 Манифеста также предусматривал необходимость создания бессословного законодательного органа, Государственной думы, так как устанавливал возможность привлечения к участию в Думе тех классов населения, которые были лишены избирательных прав, "предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку".
Можно утверждать, что Манифест по большей части вводил основы конституционализма на официальном уровне, что способствовало началу развития последнего. Некоторые авторы даже связывают возникновение самого процесса конституционного развития России именно с принятием этого рассматриваемого Манифеста.
Вторым важнейшим конституционным актом того периода является Свод основных государственных законов 1906 года и, прежде всего, "Учреждение Государственной думы", "Учреждение Государственного совета", "Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов" и так далее. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему при сохранении сильной власти царя. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный только перед ним. Для избрания Государственной думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента.
Указанный период неоднозначно оценивается в научной литературе. Многие ученые воспринимают его положительно, отмечая реальные положительные сдвиги в конституционном развитии России. Другие же оценивают Манифест и Основные законы как своеобразный "мнимый конституционализм", так как императорская власть в целом сохраняет свои самодержавные позиции. Мы согласны с первой группой ученых, так как считаем, что осуществление конституционного развития невозможно без реальных шагов в данной области на уровне официальной власти.
При этом мы, однако, считаем, что акты 1905 и 1906 годов в своей совокупности все же не создали полноценной конституции России, так как были незавершенными в ограничении абсолютной власти монарха, учреждении широкого представительства народа в Государственной думе, установлении политических прав граждан. Кроме того, конституционные реформы указанного периода так и не привели к принятию письменной конституции.
Таким образом, на основании анализа дореволюционного конституционного опыта России можно провести своеобразную его этапизацию. Некоторые ученые склоны проводить ее следующим образом:
1. Конец
XVIII
– начало 60х годов
XIX
века:учреждение конституционными актами институтов верховной государственной власти.
2. Начало 60х годов
XIX
века – февраль 1917 года:
значительные демократические преобразования, учреждение института разделения властей, расширение прав и свобод, а также первый опыт утверждения писанных конституционных актов.
Нам же более интересна следующая этапизация:
1. Предварительный этап (конец
XVIII
века – 1905 год)
:
формирование идей российского конституционализма и создание первых проектов конституционных актов.
Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной
политики государства
В России возникновение термина "физическая культура" и становление его как понятия имеет свою историю. В 1899 году английское "Physicalculture" переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое "KorperKultur"- как культура тела, красота и сила. И ...
Обобщение и интерпретация статистической информации
Результаты статистических сводок и группировок могут быть представлены в виде статистических рядов – упорядоченных совокупностей значений показателей (статистического признака). По своему содержанию статистические ряды подразделяются на ряды динамики и ряды распределения. Рядом динамики называют си ...
Общая характеристика предприятия
Название предприятия: «Североморское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей» ЗАТО г. Североморск (сокращенное название МУП «Североморские теплосети») Адрес предприятия: 184600, Мурманская область, г. Североморск, Мурманское шоссе 3а Руководитель предприятия: Директор Кравчун Николай Ана ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).