Идеи восстановительного правосудия начали появляться в Кыргызской Республике в начале 2000 года. Это было обусловлено многими факторами, один из которых - кризис карательной политики и практики. Кризис уголовной юстиции и традиционного наказания привел к появлению новой концепции реагирования государства на преступления, как правило, на преступления небольшой и средней тяжести. Следует отметить, что институт восстановительной юстиции, как и любой другой институт, имеет свои плюсы и минусы.
Обратимся к законодательству республики и попытаемся выявить в нем наличие элементов восстановительной юстиции:
1. постановка новой цели перед уголовным наказанием - восстановление социальной справедливости. Поскольку в Уголовном кодексе КР нет легального определения понятия восстановление социальной справедливости, то в теории существует множество его трактовок и споров относительно его содержания. Так, некоторые ученые считают, что восстановление социальной справедливости предполагает воздействие на общественное сознание, возможно полное и адекватное восстановление нарушенных преступлением интересов личности, общества, государства. Оно находит выражение в ресоциализации осужденного, т.е. в его адаптации к обществу посредством исправительного воздействия наказания делающего его нерецедивистом.
2. наказание в виде тройного айыпа. Данное наказание удобно сочетает в себе частные и публичные начала, в уголовно-правовой науке, это соединение карательных и реститутивных элементов в наказании. Согласно статьи 45 Уголовного Кодекса Кыргызской Республики, принятого 1 октября 1997 года (далее УК КР) тройной айып взыскивается в следующем порядке: две части в пользу потерпевшего в возмещение материального и морального ущерба, третья часть - в пользу государства.
3. прекращение дела за примирением сторон по делам частного обвинения - статья 29 Уголовно-процессуального кодекса КР (далее УПК КР), содержит составы преступлений, по которым дела возбуждаются при наличии жалобы потерпевшего и прекращаются за примирением сторон.
4. освобождение от уголовной ответственности при достижении согласия с потерпевшим, в случае, если лицо впервые совершило преступление небольшой тяжести или менее тяжкое преступление (статья 66 УК).
5. условное осуждение (статьи 63-64 УК КР);
6. условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания (статья 69 УК КР);
7. отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей (статья 72 УК КР);
8. наличие суда аксакалов (Закон КР "О судах аксакалов" от 05.07.2002 г.);
10. введение временного и судебного охранных ордеров (Закон КР "О социально-правовой защите от насилия в семье" от 25.03.2003 г).
Не все компоненты восстановительного правосудия в полном объеме представлены в вышеназванных институтах и нормах права. Так например, упускаются из виду такие элементы восстановительной юстиции как социально-психологическое восстановление личности, потерпевшей от преступления; снятие напряженности в обществе после совершенного преступления; сформировавшиеся стандарты поведения и работы сотрудников правоохранительных органов (их деятельность изначально имеет карательную направленность, в СМИ их часто называют силовыми структурами); отсутствие специализированных учреждений, деятельность которых имеет восстановительную направленность.
Следует отметить, что процесс криминализации и пенализации намного опережает обратный - декриминализацию и депенализацию. Это может свидетельствовать о существующей с советских времен политики обвинительного уклона. К сожалению, у населения еще бытует мнение, что только с помощью уголовного закона можно решить все наши проблемы. Поэтому необходимо формировать у населения отношение к лицу, совершившему преступление как к человеку, который, отбыв наказание в местах лишения свободы, вернется в то же самое общество. Если, применение лишения свободы при совершении тяжких и особо тяжких преступлений оправдано, то уголовно-правовая политика в отношении лиц, совершивших преступления небольшой тяжести и некоторые менее тяжкие преступления, должна быть изменена. Во-первых, речь может пойти о декриминализации части преступлений и переводе их в категорию административных правонарушений. Во-вторых, имеется также и иной способ воздействия на виновное лицо - урегулирование возникшего конфликта. Речь идет о примирительном производстве по определенной категории дел и возможно даже определенному кругу лиц (например, несовершеннолетние) или категорий преступлений (семейно-бытовые). При этом стороны достигают согласия (примиряются) путем возмещения ущерба, устранения нанесенного вреда или извинительных процедур. Для этого создаются специальные службы медиации, то есть службы, осуществляющие подобного рода примирительные процедуры.
Наличие в УК КР нормы по освобождению от уголовной ответственности при достижении согласия с потерпевшим (ст.66 УК КР) не решает кардинально вопроса о восстановительном правосудии. Данная норма может быть применена лишь к лицу, впервые совершившему преступление небольшой тяжести или менее тяжкое преступление. Значительная часть преступлений, где можно было бы применить ее, выпадает из поля ее применения.
Интерпретационные акты
Акты официального толкования норм права (интерпретационные акты) - акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм. Специфика их такова: Акт толкования не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующих юридиче ...
Основные понятия наследственного права
Наследство - совокупность имущественных прав и обязанностей наследодателя, переходящих к другим лицам (наследникам) в порядке, установленном законом. Надо обратить внимание, что речь идет о совокупности не вещей, а имущественных прав и обязанностей. Наследство (наследственная масса, наследственное ...
Противодействие расследованию разбойных нападений и приемы его преодоления
Противодействие расследованию – умышленная деятельность с целью воспрепятствования решению задач расследования и, в конечном счете, установлению истины по уголовному делу. В последние годы противодействие расследованию преступлений многократно усилилось. При этом наблюдается активная трансформация ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).