Большинство важнейших государственных функций (законотворчество, бюджетный процесс, назначение высших должностных лиц) в президентских и парламентских республиках не принадлежит полностью ни одной ветви власти. Полномочия в данных сферах распределены таким образом, что законодательная и исполнительная власть не могут реализовывать их в одиночку и должны искать компромисса с другой ветвью. Судебная власть служит контролирующим механизмом, особенно велика роль Верховного суда США, который является в этой стране и органом конституционного правосудия.
В целом, высший законодательный орган в Соединенных Штатах располагает широкими полномочиями, позволяющими ему в достаточной степени контролировать деятельность президента и его администрации, не нарушая при этом принцип разделения властей и сохраняя независимость исполнительной власти в пределах ее компетенции.
В ФРГ, безусловно, парламент наделен большим объемом важнейших государственных полномочий. В условиях ФРГ необходимо говорить о разделении власти, в основном между Бундестагом и правительством, а не Бундестагом и президентом. Президент Германии выполняет по большей части представительские функции. Практически все важные решения Президента должны пройти контрасигнатуру Федерального канцлера или соответствующего министра. Однако роль президента Германии повышается при вынесении вотума недоверия канцлеру, при роспуске парламента и т.п., т.е. в моменты политических кризисов.
Самостоятельно заполните вторую и третью колонки
Позиции для сравнения |
Конституция США |
Конституция ФРГ |
1. О высших представительных органах: 1.1 Наименование и структура. |
1. Законодательная власть - по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США, состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. 2. Исполнительная власть - Главой исполнительной власти США является президент. Конституция объединила в его лице главу государства и правительства, а так же главнокомандующего вооруженными силами. |
Законодательная власть – вверена Бундестагу (орган народного представительства) и Бундесрату(государственный законодательный орган). Исполнительная власть – президент и канцлер. |
1.2 Формирование |
1.Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам. 2. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата. 3. Президент США избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов. |
1. Бундестаг избирается населением страны, имеющим избирательные права, сроком на четыре года. 2. Бундесрат - не выборный орган (т.е. не вторая палата парламента). В Бундесрат входят члены Правительств земель. Каждая земля имеет не менее 3х голосов. 3. Президент - его избирает Федеральное собрание — конституционный орган, созываемый специально для этой цели. 4. Канцлер – избирается бундестагом (парламентом Германии) сроком на 4 года |
1.3 Участие в формировании правительства |
Главой правительства – «Кабинета» является Президент США. «Кабинет» состоит из министров (глав департаментов), которые назначаются президентом «по совету и с согласия» Сената. |
Главой правительства является Федеральный канцлер. Министры правительства назначаются и увольняются президентом по предложению Федерального канцлера. |
2. О главе государства 2.1 Наименование |
Президент США |
Федеральный президент Германии |
2.2 Избрание |
Избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов. |
Избирает Федеральное собрание большинством голосов сроком на пять лет. Переизбрание допускается один раз. |
2.3 Роль в законодательном процессе |
1. Подписывает все законопроекты. 2. Имеет право наложить на законопроект отложительное вето. 3. Обладает правом издавать указы, которые называются исполнительными приказами. (данное право не оговорено в конституции) |
Подписание и оглашение федеральных законов (при этом он имеет право осуществлять конституционный надзор за законотворческой деятельностью). |
2.4 Есть ли контрасигнатура и в чем её назначение |
Контрсигнатура закреплена в конституции США в 1787 году. подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означающая, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. |
Контрсигнатура закреплена в конституции ФРГ в 1949 году. подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означающая, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. |
2.5 Участие в формировании правительства |
Возглавляет всю структуру органов исполнительной власти. Кабинет состоит из министров которые назначаются президентом «по совету и с согласия» Сената. |
Глава государства назначает главу правительства в ФРГ — Федеральный канцлер, который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав. |
2.6 Досрочное отстранение от должности за виновные деяния |
Конституция США предусматривает отрешение президента посредством выдвижения обвинения (импичмента в узком смысле) в Палате представителей, а затем обвинительного приговора квалифицированным большинством (2/3) Сената. |
Конституция ФРГ предусматривает отстранение президента в случае если бундестаг или бундесрат могут возбудят перед Федеральным конституционным судом обвинение против Федерального президента в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона (по инициативе не менее одной четвертой части членов бундестага дли голосов бундесрата). Если Федеральный конституционный суд согласится с обвинением, он может лишить президента должности. |
2.7 Наделен ли правом роспуска органа народного представительства |
Президент лишен права роспуска органа народного представительства |
Если обращение Федерального канцлера с ходатайством о выражении ему доверия не встретит одобрения большинства членов Бундестага, Федеральный президент может по предложению Федерального канцлера в течение двадцати одного дня распустить Бундестаг. Право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера. |
3.О правительстве 3.1 Кто возглавляет |
Президент США |
Федеральный канцлер Германии |
3.2 Участие в законодательном процессе |
1. Подписывает все законопроекты, 2. Имеет право наложить на законопроект отложительное вето 3. Обладает правом издавать указы, которые называются исполнительными приказами. (данное право не оговорено в конституции) |
Для вступления в действие распоряжений и указаний Федерального президента необходима их контрассигнация Федеральным канцлером. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за это ответственность. |
3.3 Ответственно ли перед органом народного правительства |
Президент США политической ответственности перед конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента |
Канцлер несет ответственность перед бундестагом, формой ответственности канцлера является так называемый конструктивный вотум недоверия. |
Критерий
разграничения оснований приобретения права собственности
Основаниями возникновения права собственности являются различные правопорождающие юридические факты, которые называются также титулами собственности. Основания приобретения права собственности принято подразделять на первоначальные и производные. А критерием разграничения данных оснований является ...
Особенности предупреждения насильственных
преступлений в бытовой сфере
Предупреждение преступности - это многогранная деятельность, представляющая собой совокупность наиболее существенных конкретных требований, соблюдение которых в различном сочетании может обеспечить комплексный подход к предупреждению преступлений и иных правонарушений. При этом соблюдается сочетани ...
Обязанность в письменной форме уведомить
регистрирующий орган
Каким образом действующее законодательство гарантирует права кредиторов реорганизуемого лица? ГК РФ посвящает данному вопросу ст. 60 и к основным гарантиям относит обязанность юридического лица в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в течение трех рабочи ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).