Право и закон » Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения » Правовое регулирование образовательной деятельности военно-учебных заведений в Российской Федерации

Правовое регулирование образовательной деятельности военно-учебных заведений в Российской Федерации

Страница 2

Также был создан фундамент отраслевого законодательства с учетом структуры федерации. Единообразие в управлении высшим образованием достигается путем законодательного закрепления государственной политики в области образования, ее принципов, установления государственных образовательных стандартов, фиксации системы образования в Законе.

Прежде в регулировании высшего образования преобладали общесоюзные нормы. Теперь управляющим активным центром всей системы законодательства о высшем образовании стал вышеназванный Закон, что подтверждают специализированный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и проект специализированного закона «О дополнительном профессиональном образовании».

Принятие Закона, с одной стороны, позволило сократить объем ведомственного и локального регулирования, установить его пределы, а с другой стороны, активизировало подзаконное нормотворчество, повысило его уровень. Кроме того, появление в Законе «Об образовании» в новой редакции норм, более характерных для текущего нормотворчества (об организации учебного процесса, о квоте приема на отдельные специальности и т.п.), также свидетельствует о том, что не всегда в общеобязательных правилах можно учесть особенности каждого вида образовательного учреждения - например, академические свободы вуза как неотъемлемый компонент его автономии. Специализированные акты «явились бы формой установления правового статуса каждого из основных субъектов отношений в области образования во всей его полноте и на должном правовом уровне». Исходные начала для построения статуса вуза заложены в Законе «Об образовании».

Характерный признак подотрасли, как утверждает А.Г. Калпин, - общий для составляющих ее структурных частей институт. Его роль выполняют ассоциации норм, сосредоточенных в положениях о типах учебных заведений и формах профессионального образования, которые определяют их специфические задачи по осуществлению сквозных, непрерывных функций образования и воспитания, развивают и конкретизируют статус соответствующих учебных заведений и их структур, исходя из общих начал, заложенных в Законе «Об образовании».

Положения – важнейшие организационные акты, которые в сумме дают характеристику организации (наряду с уставами). Именно Положение и призвано отразить полноту компетенции организации по всем сферам ее деятельности, сформулировать правовой статус, обеспечить эффективность внутриорганизационной деятельности, внешних связей «через ее органы управления».

В настоящее время как области высшего образования, в том числе и военного, действуют следующие положения организационного характера: Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования и другие положения.

Таким образом, военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность на основании Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года № 82.

Статус военно-учебного заведения, устанавливают не только специализированные нормативные акты, характеризующие и регулирующие образовательный процесс, но и акты о федеральных органах исполнительной власти. Правительство Российской Федерации и Министерства, ведомства – учредители: Положение о Министерстве обороны, о Министерстве внутренних дел и др., в чьем ведении находятся вузы.

Регламентации собственно образовательной деятельности военно-учебных заведений посвящены такие акты, как, Положение об экстернате в государственных вузах России, а также Положение об итоговой государственной аттестации выпускников вузов в России, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и др.

В числе источников законодательства о военном образовании следует выделить нормативные договоры и соглашения. Они могут подписываться различными государственными структурами: федерацией, субъектами федерации, местными органами управления и непосредственно военно-учебными заведениями.

Субъекты федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативно-правовые акты, которые включаются в систему актов, регулирующих отношения в сфере высшего образования и определяющих статус высших учебных заведений.

Исключительной компетенцией субъектов федерации является финансирование образовательных учреждений; формирование бюджетов субъектов федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и региональных нормативов финансирования, установление местных налогов и сборов на цели образования, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, норм по охране труда и т.п., дополнительных льгот, видов и норм материального обеспечения обучающихся и работников вузов и др.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Понятие объективной стороны преступления
Объективная сторона преступления представляет собой внешний акт преступного поведения, протекающий в условиях определенного места, времени и обстановки. Начальным этапом развития преступного посягательства на охраняемый законом объект является действие или бездействие – основные признаки объективно ...

История развития конституционного уставного законодательства в субъектах Российской Федерации
Согласно теории права и общемировых традиций конституционной эволюции основной закон государства отражает достигнутое общественно-политическое, социально-экономическое и духовное развитие общества, состояние конституционно-правовой науки, политической культуры и правосознания народа. Состояние обще ...

Роль государства в решении глобальных проблем современности
Какие глобальные вопросы могут быть решены в правовых, и внеправовых формах? Общепризнанная классификация форм управленческой деятельности в юридической литературе отсутствует, при этом существует многообразие форм их направленности и различное конкретное содержание. Однако, несмотря на неоднозначн ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru