На основе вышеописанного примера считаем уместным сделать вывод о нецелесообразности проведения предъявления для опознания в населённых пунктах с небольшим количеством жителей, так как весьма значительные трудности возникают с подбором статистов и понятых.
Особое внимание при подборе статистов следует уделить требованию Закона предъявлять лицо для опознания «вместе с другими лицами, по возможности, внешне сходными с ним». Реализовывать данное требование следует принимая во внимание не только сходство внешних признаков, но и отсутствие значительной разнице в возрасте, росте и одежде. «Во всяком случае, при опознании ни один (особенно опознаваемый объект) из предъявляемых для опознания объектов не должен существенным образом выделяться, отличаться от других». При этом в некоторых случаях необходимо производить обыск и выемку для отыскания одежды, в которой был предъявляемый для опознания в момент наблюдения. Допускаются и «другие действия, направленные на приведение опознаваемого к внешнему виду на момент его наблюдения опознающим, на устранение маскировки (сбрить бороду, усы, постричь волосы и т.д.)».
УПК РФ определяет минимально необходимое число лиц, предъявляемых для опознания – три. Максимальное число предъявляемых для опознания определяется следователем. При этом следует учитывать, что с увеличением количества предъявляемых объектов будет уменьшаться концентрация внимания опознающего. Кроме того, при подборе для предъявления для опознания большего число участников, неизбежна ситуация проблемы нахождения более чем двух человек с признаками, удовлетворяющими требованиям Закона относительно сходства. Основываясь на вышесказанном, отметим, что целесообразно предъявлять для опознания именно трёх лиц, сходных по внешним признакам. Лица признаются сходными, если не имеют резких отличий по сложению тела, возрасту, росту; по форме и цвету лица, волос, глаз, причёске; по цвету и фасону одежды; по особым приметам. Важно упомянуть, что если требуется опознать нескольких лиц, то при опознании, которое в таком случае проводится отдельно для каждого опознаваемого, не могут участвовать одни и те же статисты. Подобные действия неправильны, так как содержат в себе подсказку на лицо, которое необходимо опознать, результат такого опознания не может быть использован в качестве доказательства.
Дополнительные подготовительные действия требуется провести в случае опознания в условиях, когда опознаваемое лицо не наблюдает опознающего. Об обеспечении таких условий вправе попросить опознающий для обеспечения собственной безопасности. Такая просьба может быть продиктована страхом расправы либо иными причинами. Помимо обязательного в таком случае выполнения условия невидимости опознающего, следователь обязан предупредить участников следственного действия о том, каким образом будет проводиться предъявление для опознания и разместить понятых в месте нахождения опознающего. Техническая сторона обеспечения исключения визуального наблюдения опознаваемого опознающим зависит от следователя, который выбирает условия проведения следственного действия с учётом конкретной ситуации и может использовать в вышеуказанных целях различные помещения, либо одно помещение с перегородкой или различной освещённостью. Нам представляется уместным обратить внимание на опыт большинства зарубежных стран, где в таких случаях широко используются зеркальные стёкла, исключающие возможность наблюдения опознающего опознаваемым.
Уделим внимание такому аспекту проведения предъявления для опознания, как постановка вопросов перед опознающим. Следователь должен помнить, что посвящать в фактические обстоятельства дела присутствующих свидетелей и понятых нежелательно, тем более, что это может повлиять на заинтересованность последних в исходе дела. Кроме того, зачастую умалчивание об обстоятельствах дела диктуется не только соображениями тактики, но и этики, как, например, по делам об изнасиловании. Поэтому целесообразно ставить перед опознающим вопросы в такой форме, которая может дать непосвящённым в суть присутствующим минимум информации о деле. Например, «не опознаёте ли Вы среди предъявляемых Вам лиц человека, о котором Вы давали показания при допросе такого-то числа?».
При предъявлении для опознания опознающий может просить группу лиц, предъявленную для опознания, совершить те или иные действия, направленные на улучшение возможности опознания, то есть, может попросить, встать, подойти ближе к свету, повернуться и т.д. Следователь же должен уделять особое внимание эмоциональному состоянию как опознаваемого, так и опознающего. Повышение эмоциональности опознаваемого может быть уличающим его в совершении преступления либо свидетельствовать о готовящейся попытке физического воздействия на кого-либо из участников следственного действия с целью побега. Но заметим, что в любом случае, опознаваемый заранее должен быть предупреждён о недопустимости каких бы то ни было реплик, угроз, жестов и т.д.
Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус
иностранцев
«В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах — двойное гражданство. Каждый человек считается гражданином союза и одновременно — субъекта федерации (штата, провинции, кантона и т. д.). Практическое значение такого поло ...
Охрана прав и защита интересов детей
В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как р ...
Методика нормативной
денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения
В основу определения нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения (далее — земли) положен рентный доход, который создается при производстве зерновых культур и определяется по данным экономической оценки земель, проведенной в 1988 году. В условиях инфляции рентный доход исчисл ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).