Мы вслед за большинством ученых считаем, что нормы-принципы проходят определенный путь развития (эволюционируют), начиная с правовой идеи. При этом под правовыми идеями в правовой науке понимают «формы господствующего правосознания»; «научные абстракции, идеи правосознания или принципы гражданско-правовой политики». По мнению С.С. Алексеева, правовые идеи следует подразделить на те, которые аккумулируют и переводят на язык правовых категорий материальные, духовные нравственные начала общества (например, идея добросовестности участников) и те, которые выражают классовые, групповые, этнические установки.
Развитие общественных отношений, появление новых сфер практической деятельности, нуждающихся в правовом урегулировании, определяют возникновение новых правовых идей, которые впоследствии освещаются в научных трудах, затем трансформируются в принципы права, путем закрепления в нормах права. Однако по справедливому замечанию Е.Г. Комиссаровой, форма проявления правовых идей двояка, т.к. они либо получают текстуальное закрепление, либо «остаются за «фасадом» правовых норм». Правовая идея, не нашедшая закрепления в законе, но используемая в научных исследованиях или судебной практике, остаётся «научным или практическим принципом», принципом-идеей.
Стало быть, правовые идеи – «связующее звено между основными закономерностями и функционированием общества и правовой системой», благодаря чему правовая система адаптируется к потребностям общества.
Вопрос об определении понятия «принципа права» относится к числу дискуссионных. В цивилистической науке под принципом понимается: «основное начало гражданского законодательства, определяющее сущность и юридическую природу правовых норм»; «определенное начало, руководящая идея, закрепленная в нормах гражданского законодательства»; «ведущее начало, закон данного движения материи и общества, а также явлений, включенных в ту или иную форму движения»; «ведущее начало в праве»; «общепризнанная основополагающая идея, адекватно отражающая уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права» и др.
Анализ разных определений «принципа права» позволяет сделать вывод о том, что это основные положения отрасли права, объективно обусловленные характером общественных отношений. Они формируются не произвольно, а в соответствии с объективными закономерностями, которые отражаются в их содержании и составляют их сущность.
Сказанное относится и к принципу добросовестности, введение которого в первую очередь экономически обусловлено. Связь между экономикой и гражданским правом очевидна, ведь частноправовые отношения, возникавшие именно как товарно-денежные отношения, первоначально стихийно складывавшиеся между членами общества, затем явились фундаментом гражданского права. В Концепции развития гражданского законодательства РФ указано на то, что развитие экономики и гражданского общества требуют обеспечения добросовестного осуществления прав и исполнения обязанностей. В.Ф Яковлев полагает, что недобросовестное поведение, проявляющееся в обмане потребителей, захвате чужого имущества, причинении вреда и убытков своему контрагенту, фиктивном и преднамеренном банкротстве и др. являются результатом сложившихся экономических условий. По мнению ученого, нормальное соотношение спроса и предложения, правовое регулирование, предупреждающее недобросовестность поведения образуют эффективную модель, стимулирующую производство и обеспечивающую интересы граждан и общества.
Закрепление принципа добросовестности является следствием процессов социализации и гуманизации гражданского права. Изменение отношения к человеку и признание его прав и свобод высшей ценностью ознаменовали гуманистический процесс в гражданском праве, поскольку именно оно регулирует возникновение, изменение, прекращение прав, обязанностей, уделяет значительное внимание защите прав; наличие норм, учитывающих и обеспечивающих интересы общества свидетельствует о его социализации. Принцип добросовестности гарантирует как защищенность отдельной личности, так и учет интересов общества за счет противодействия недобросовестному поведению, злоупотреблению правом, установления «границ индивидуализма», а также «согласованности отдельного частного интереса с интересами целого, подчинение каждого идее общего блага». Социальная значимость принципа добросовестности проявляется также в обеспечении стабильности, безопасности гражданского оборота, баланса интересов; защите слабой стороны правоотношения. По справедливому замечанию Г.А. Гаджиева, объективную природу принципа добросовестности составляет стремление гражданского оборота «к состоянию стабильности, предсказуемости, надежности».
Принцип добросовестности является принципом международного
Категория «добросовестность» в судебной практике
Право на судебную защиту и добросовестность
Дело |
Правовая позиция |
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 №11-П. «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова». |
Осуществляя соответствующее правовое регулирование с учетом конкретно-исторических условий функционирования российской правовой системы, федеральный законодатель обладает определенной дискрецией в выборе тех или иных мер, направленных на обеспечение добросовестного исполнения гражданами своих гражданско-правовых обязательств и их ответственности, в том числе всем своим имуществом, перед кредиторами. Однако эти меры в рамках реализации судебной защиты имущественных интересов лиц, связанных отношениями "должник - кредитор", не должны нарушать справедливый баланс между ценностями, выраженными в признании и гарантировании права частной собственности и в общеправовом принципе добросовестного исполнения обязательств, с одной стороны, и правом на жилище - с другой. |
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 №17АП-10052/2012-ГК по делу №А50-5815/2011. Конкурсный управляющий 10.05.2012 обратился в суд с заявлением о признании недействительными договора поручительства от 25.09.2007 года №5204-011/00019/0102; договора об ипотеке от 25.09.2007 года №5204-011/00019/1101. |
По мнению суда апелляционной инстанции, разрешая вопрос о возможности применения исковой давности в отношении требования, заявленного на основании п. 2 ст. 103 Закона о банкротстве, арбитражный суд должен руководствоваться частью 2 ст. 6 ГК РФ, допускающей возможность в такой ситуации определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Осуществление прав на судебную защиту не должно подрывать основы гражданского оборота, противоречить основополагающим принципам гражданского права, таким как принципы добросовестности, разумности и справедливости. Именно руководствуясь названными принципами, законодатель вводит определенные ограничения реализации права на судебную защиту, в том числе, и путем установления сроков исковой давности. |
Основные данные о ФЦП «Жилище»
В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом През ...
Заключение брака по шариату
В мусульманском законодательстве брак представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, по созданию семьи с последующим возникновением прав и обязанностей супругов. Договор брака считается действительным и без соблюдения религиозных обрядов, хотя их проведение и считается желательным. ...
Виды официальных документов
Макаров С.Д. предлагает следующую классификацию официальных документов: документы, выдаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе регистрационными службами (например, при регистрации актов гражданского состояния); постановления контролирующих и надзорных ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).