В других случаях внутренний контроль организуется и осуществляется в одном из действующих подразделений и курируется руководителем этого подразделения, который может быть одновременно ответственным сотрудником по противодействию легализации преступных доходов.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с правилами внутреннего контроля обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате их применения и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
– запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
– несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
– выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля.
Признаками легализации преступных доходов в деятельности юридического лица может служить значительное превышение показателей остатков в кассе над остатками средств на расчетных и текущих счетах, большой удельный вес наличных расчетов при отсутствии ежедневной инкассации, небрежное ведение документации, ненадлежащее состояние баланса.
Операции, связанные с отмыванием денег, проводимые через кредитные организации, имеют свои характерные особенности:
– переводы денежных средств ускорены;
– резкий рост суммарных оборотов по балансу и особенно внутренних оборотов с таким же снижением в дальнейшем;
– использование суррогатных финансовых инструментов (сомнительных векселей, некотирующихся ценных бумаг);
– операции, связанные с оборотом преступных доходов для кредитной организации, имеют низкую или нулевую доходность либо сверхдоходность.
Источниками информации для выявления признаков легализации преступных доходов в процессе осуществления мер внутреннего контроля служат:
– документы, относящиеся к сделке (договоры, счета, чеки, поручения и т.д.);
– документы, характеризующие правоспособность, дееспособность, финансово-хозяйственную деятельность и деловую репутацию клиента (учредительный договор, сообщение о государственной регистрации, паспорт хозяйствующего субъекта, баланс, банковские выписки, справки налоговых органов, заключения аудиторов и т.д.);
– документы, относящиеся к личности клиента (паспорт, доверенность, приказы, справки).
Другими источниками информации о признаках возможного отмывания преступных доходов могут служить пояснения клиента работнику банка о тех или иных обстоятельствах определенной сделки и ее участниках; сообщения других банков и межбанковских организаций, в которых обслуживается клиент, о наличии в его действиях признаков «отмывания»; непосредственная проверка работником банка фактических обстоятельств производственной и финансовой деятельности клиента.
Если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что сделки, операции осуществляются в целях легализации преступных доходов, то сведения о них направляются в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в Росфинмониторинг, не вправе сообщать об этом клиентам.
Важно отметить, что представление сведений и документов в отношении подозрительных операций не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).
Выявление подозрительных сделок требует от работников финансовой организации специальных навыков для поиска, собирания и оценки необходимых сведений. Поэтому к специальным должностным лицам предъявляются такие квалификационные требования, как наличие высшего юридического или экономического образования или как минимум 2-летний опыт работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации преступных доходов, а также обязательное прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Документы, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению в течение не менее 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.
Учение о правовых
семьях
В настоящее время вопрос о классификации правовых систем современности приобретает большее, чем когда бы то ни было ранее, значение. Об этом говорят даже чисто количественные показатели. В XX в. число национальных правовых систем увеличилось почти втрое и ныне приближается к двумстам. Но дело, разу ...
Понятие налогового законодательства
Предложенные принципы действия во времени применяются в отношении налогового законодательства. Статья 5 НК РФ, закрепляющая основные принципы действия во времени, называется "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени". Поэтому при рассмотрении проблем действия налогово ...
Правовая охрана окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
В условиях научно-технической революции количественные и качественные изменения в общественном производстве негативно сказываются на природе. В структуре экономики возрастает удельный вес промышленности, некоторые отрасли, например химия, черная и цветная металлургия, наиболее вредны для состояния ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).