На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:
конституцией РФ;
законом «Об образовании»;
федеральным законом о высшем образовании;
иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;
«непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.08.1996 №125 – ФЗ «О высшем и послевузовском образовании».
Принятый через четыре года после появления базового закона – Закона об образовании, – Федеральный закон о высшем образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д.
В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в образования, наряду с Законом об образовании и Федеральным законом о высшем образовании, присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования.
«Непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере образования.
Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое количество таких законов, их «разнокалиберность», частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании, – эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования.
Многочисленные «непрофильные» законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:
федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации;
федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования;
федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений;
федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений;
федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования и др.
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:
указы Президента РФ, среди которых можно выделить: указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования; указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования;
постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования, либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования;
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.
Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:
нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее – Министерства образования РФ);
нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти.
Многочисленные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации с целью регулирования отношений, возникающих в сфере образования, по предмету правового регулирования могут быть классифицированы в несколько групп:
Исторические и литературные аспекты правового нигилизма
Американский исследователь общественной мысли в России А. Валицкий, работавший на территории Российской Империи во второй половине XIX века говорил, что праву как феномену объективной действительности в нашей стране не повезло. Валицкий говорил, что в России право отвергалось “по самым разным причи ...
Структура политических систем
Компонентами политической системы являются: совокупность политических объединений (государство, общественно-политические движения, политические партии т.е. субъекты политической системы); политические отношения, складывающиеся между структурными компонентами системы); политические нормы и традиции, ...
Процессуальный порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела
В результате рассмотрения заявления или сообщения о преступлении должно быть принято одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности или по подсудности. Возбуждение уголовного дела. Такое решение м ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).