На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:
конституцией РФ;
законом «Об образовании»;
федеральным законом о высшем образовании;
иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;
«непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.08.1996 №125 – ФЗ «О высшем и послевузовском образовании».
Принятый через четыре года после появления базового закона – Закона об образовании, – Федеральный закон о высшем образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д.
В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в образования, наряду с Законом об образовании и Федеральным законом о высшем образовании, присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования.
«Непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере образования.
Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое количество таких законов, их «разнокалиберность», частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании, – эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования.
Многочисленные «непрофильные» законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:
федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации;
федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования;
федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений;
федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений;
федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования и др.
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:
указы Президента РФ, среди которых можно выделить: указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования; указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования;
постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования, либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования;
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.
Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:
нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее – Министерства образования РФ);
нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти.
Многочисленные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации с целью регулирования отношений, возникающих в сфере образования, по предмету правового регулирования могут быть классифицированы в несколько групп:
Порядок и условия признания граждан безработными
На основании Закона о занятости населения и Порядка регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. (с изм. и доп.), безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях ...
Принципы юридического процесса
Юридический процесс как элемент правовой системы, как порядок правовой деятельности, как часть правовой жизни общества осуществляется по определенным принципам. Принципы юридического процесса представляют собой основные идеи, исходные принципы его формирования, развития и функционирования. Принципы ...
Понятие и структура криминалистической характеристики разбойных нападений
Термин "криминалистическая характеристика преступления" появился в криминалистике в конце 60-х годов. Прежде чем приступить к описанию криминалистической характеристики разбойных нападений, автор считает необходимым рассмотреть общие вопросы о понятии и содержании криминалистической харак ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).