Современные ученые выделяют следующие функции управления в области использования и охраны земель: государственный кадастровый учет земельных участков; государственный мониторинг земель; землеустройство; земельный контроль; государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; информационная; охранительная; экологическая экспертиза; лицензирование; сбор земельных платежей и др.
По мнению Т.В. Волковой, в число специальных функций государственного управления в области рационального использования и охраны земель (всех категорий в целом) входят: государственный мониторинг земель; землеустройство; ведение государственного земельного кадастра; планирование использования земельных ресурсов и их охраны; регулирование перевода земель из одной категории в другую; распределение и перераспределение земель; государственный контроль за использованием и охраной земель.
По данному вопросу позволим себе высказать ряд соображений:
1) предложить единую универсальную систему функций управления земельным фондом невозможно в принципе. В настоящий момент происходит дальнейшее усложнение полномочий органов публичной власти в сфере земельного управления, в связи с чем простое перечисление таких полномочий только затрудняет научное восприятие действительности. Отсюда следует, что подобных классификаций объективно должно быть несколько;
2) функции государственного и муниципального управления земельным фондом не совпадают. Даже если такие функции формально одинаковы (например, государственный и муниципальный земельный контроль), перед соответствующими структурами стоят разные цели и задачи, различаются возможности по привлечению виновных к ответственности и т.д. При этом ряд функций осуществляется только на муниципальном уровне практически вне контроля государства (градостроительное зонирование);
3) представляется, что все функции публичного управления находятся в сложной взаимосвязи и зависимости друг от друга. Однако мы далеки от мысли выделять "основные" и "подчиненные" функции. В то же время существует ряд функций, включающих в себя подфункции, являющиеся, в свою очередь, составной частью других земельных, экологических или иных функций государственного управления. Таким образом, в нашем представлении система функций управления является децентрализованной.
Предлагается ряд классификаций функций земельного управления:
1) регулятивная и охранительная функция земельного управления. В рамках регулятивной функции осуществляется ведение кадастра недвижимости, мониторинга, землеустройства и т.д. В рамках охранительной функции органы публичной власти привлекают виновных к ответственности;
2) функции управления могут быть общими и специальными. Общие функции применимы ко всем категориям земель (кадастр недвижимости), а специальные - только к одной (двум) категории (поддержка мелиорации);
3) функции могут быть направлены на регулирование использования или охраны земель. В рамках использования это землеустройство, ведение кадастра недвижимости и т.д., а в рамках охраны - мониторинг земель, экологический контроль за состоянием земельных участков и т.д.;
4) все рассматриваемые функции (хотя и в разной степени) являются межотраслевыми, т.е. их осуществление регламентируется нормами различной отраслевой принадлежности. В самом общем виде рассматриваемые функции можно подразделить на экономические (ведение кадастра, регистрация прав на земельные участки, взимание земельного налога), административные (земельный контроль, резервирование, информирование населения о своих решениях), экологические (мониторинг земель). При этом некоторые указанные функции являются "чисто земельными" (резервирование), другие же выступают частью иных (не земельных) государственных функций (например, взимание земельного налога - малая часть фискальной функции).
Соответственно, ведение кадастра недвижимости есть частный случай учетной функции как таковой и ее подфункции учета природных ресурсов, ведение земельного мониторинга - часть функции экологического мониторинга.
Ряд функций, существовавших десятилетия советской истории, прекратил свое существование или трансформировался в новое системное качество. Например, разрешение земельных споров больше не является функцией управления земельным фондом. Этим вопросом занимается другая ветвь государственной власти - суды. Не осуществляют в прежнем виде органы публичной власти и функцию мелиорации или рекультивации. Совершенно другое значение приобрела функция планирования - теперь это территориальное планирование, регламентируемое нормами Градостроительного кодекса РФ.
Обсуждение проекта Конституции накануне референдума
12 декабря 1993 года. Итоги и значение референдума
Стала очевидной необходимость вынесения проекта Конституции на референдум. Форма референдума была избрана в связи с тем, что это она выглядит наиболее демократичной и эффектной, а также при должном уровне агитации позволяет добиться от народа нужного результата. Кроме этого, поддержав на референдум ...
Порядок заключения договора государственного контракта на выполнение
подрядных работ для государственных нужд
Как отмечалось ранее, роль специальных правил, устанавливающих основания и порядка заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, выполняют нормы, содержащиеся в ст. 527 и 528 ГК, которыми регулируются основания и порядок заключения государственного ко ...
Действие норм права во времени и пространстве
Действие нормативно-правового акта – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативного правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц. Действие нормативного правового акта во времени. Оно продолжается с мом ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).