В первой главе мы рассмотрели становление властных структур советского государства, и увидели, что идеи по созданию наиболее эффективной формы организации власти принадлежали В. И. Ленину. Он излагал свои принципы в таких работах, как «Очередные задачи Советской власти», «Набросок правил об управлении советскими учреждениями», «Лучше меньше, да лучше» и другие. Эти принципы служили руководством не только по созданию государственного аппарата молодой страны Советов, но и также по его усовершенствованию в поздние годы. Ленин указывал, что советский государственный аппарат должен иметь совершенную организацию, быть экономичным, строго соблюдать революционную законность и трудовую дисциплину, проявлять повседневную заботу о нуждах народа. Он требовал вести решительную борьбу с проявлениями бюрократизма и волокиты. Принцип такой организации не имел прецендентов в истории, поскольку разительно отличался от буржуазного стиля организации власти.
СНК явился результатом его стремления создать такой центральный аппарат управления, который при удачном сочетании принципов коллегиальности и единоначалия был бы теснейшим образом связан с массовыми организациями трудящихся. Принимая во внимание размеры России и ее многонациональное население, советская власть постаралась учесть те же принципы и в организации Советов на местах. 24 декабря 1917 г. наркомат внутренних дел опубликовал Обращение к Советам об организации местного самоуправления и Инструкцию о правах и обязанностях Советов. В Обращении указывалось, что вся страна должна покрыться сетью советских органов, находящихся в тесной взаимозависимости. Несмотря на то, что каждый из них, вплоть до самых мелких, является вполне автономным в вопросах местного характера, он должен согласовывать свою деятельность с общими декретами центральной власти и постановлениями тех более крупных организаций, в состав которых он входит. Это позволило создать однородный организм - Республику Советов.
Инструкция намечала первые шаги к установлению единообразия в структуре аппарата местных Советов. В основе советского государственного аппарата лежит принцип демократического централизма, поэтому вышестоящие органы носят руководящую роль, но в то же время компетенции вышестоящих и подчиненных органов разграничены. При Советах и исполкомах создавались отраслевые отделы или комиссариаты. К ним относились отделы земледелия, юстиции, социального обеспечения, народного просвещения, труда, продовольственный, дорожно-строительный, здравоохранения и др.
Обширная компетенция местных Советов вытекала прежде всего из идеи полновластия Советов. К тому же на практике они не всегда имели время и технические возможности, чтобы испросить санкцию вышестоящих органов. Таким образом, органами, регулирующими всю местную жизнь, становились местные Советы, подчиненные центру, что отражает ленинский принцип единства и полновластия Советов.
Еще одной особенностью было то, что строительство аппарата управления социалистического государства осуществлялось впервые, и потому у пришедших к власти представителей рабочего класса и революционного крестьянства не было опыта государственного управления. «Многого мы тогда себе не представляли, - вспоминал впоследствии руководивший организацией и деятельностью Наркомвнудела Г.И. Петровский . - Подчас не знали, как и приступить к делу». Весьма ощутимым было отсутствие собственных кадров работников, которые имели бы навыки в области государственного управления и особенно специалистов по различным отраслям хозяйства и культуры.
Как вспоминает М.С. Смиртюков, работавший в СНК в период с 1930 по 1990 годы, «организационный талант Ленина заключался в том, что он постоянно совершенствовал структуру правительства с учетом сложившейся ситуации». Ввиду отсутствия компетентных кадров, управленческий аппарат состоял из вчерашних крестьян и рабочих. Готовить сотрудников Совнаркома и наркоматов было негде и некогда, и поэтому Ленину приходилось тратить колоссальное количество времени, чтобы разъяснить большинству членов правительства и сотрудников аппарата их задачи. Он делал это путем составления инструкций и записок по различным вопросам, в которых подробно и по пунктам расписано, что и как нужно делать. Неисполнение этих подробных указаний вело к строгим выговорам.
Уголовная ответственность
В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Экологическое преступление - виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российско ...
Формально-юридический анализ постановления
Данный судебный акт является правоприменительным, но, на мой взгляд, не является правоинтерпретационным. В данном деле суд объясняет, как должны разрешаться вопросы об установлении платы за сервитут. Интерпретации какой-либо нормы в данном решении нет. Суд скорее решал вопрос, как же должна применя ...
Развитие криминологии в России в 60-х годах XX в
В конце 50-х годов с развенчанием периода культа личности положение дел с проведением криминологических исследований изменилось к лучшему. В специальной юридической литературе стало появляться значительное число статей, авторы которых выдвигали актуальные вопросы борьбы с преступностью. На совещани ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).