г) другие правоохранительные органы, структуры и организации: Уполномоченный по правам человека в РФ, Счетная палата РФ, нотариат и адвокатура, Общественная палата РФ, законодательство о борьбе с терроризмом и о противодействии экстремистской деятельности.
В соответствии с нормами ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» к числу правоохранительных органов можно отнести достаточно широкий перечень органов государственной власти, при этом четкого разделения правоохранительных и контролирующих органов нет, а судебные органы также выделены из числа правоохранительных.
При осуществлении функции координации деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью прокуратура согласно ст. 8 ФЗ «О прокуратуре» координирует органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы таможенной службы и другие правоохранительных органов.
Согласно распоряжению Правительства РФ в число органов, обязанных разместить информацию о себе в государственной информационной системе «Правоохранительный портал Российской Федерации», входят: МВД России, Минобороны России, Минюст России, МЧС России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, ФМС России и ФНС России.
Понятие «правоохранительные органы» с раскрытием их перечня или без оного содержится и в других нормативных актах; важно, что нет единообразия, равно как его нет и в юридической литературе.
В науке наиболее распространенным является рассмотрение круга правоохранительных органов через понятие правоохранительной деятельности. При этом, как правило, оно раскрывается через описание присущих данной деятельности признаков. Представляется обоснованным отнести к числу таковых следующие:
1) основополагающим для осуществления такой деятельности является реализация присущей государству внутренней функции ‑ правоохранительной, а значит, она может осуществляться только государственными органами;
2) цель такой деятельности ‑ создание условий беспрекословного соблюдения прав и законных интересов граждан, организаций и государства в целом, а также реализации ими возложенных на них обязанностей. Иначе говоря, целью правоохранительной деятельности является создание условий обеспечения законности и правопорядка. В связи с этим законность ‑ такое состояние общества, при котором гарантировано точное и неуклонное соблюдение правовых норм, предписаний закона и основанных на нем юридических актов всеми участниками общественных отношений. А под правопорядком понимается система отношений складывающихся в социуме, которые устанавливаются при неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми субъектами права; при этом следует обратить внимание на то, что «цель» является все же категорией философского порядка, так как представляет собой предмет стремления. Адекватно данная цель может быть и недостижимой, но стремление к ее осуществлению, безусловно, необходимо;
3) данная деятельность реализуется посредством выполнения присущих только правоохранительным органам задач и функций, закрепленных в нормативных актах, устанавливающих основы их организации и деятельности;
4) правоохранительная деятельность не может осуществляться иначе как на основании закона и исполнения его предписаний, а процедура ее осуществления четко им регламентирована. Иначе говоря, правоохранительная деятельность является жестко формализованной, а неисполнение предписаний закона влечет признание такой деятельности незаконной и как следствие должно влечь привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности;
5) такую деятельность реализуют специально уполномоченные на это государственные органы, относящиеся к судебной и исполнительной ветвям власти. И комплектуются они, как правило, лицами, которые должны иметь юридическое образование;
Общие положения Уголовно – процессуального Кодекса Российской
Федерации о защите личности от незаконного и необоснованного обвинения
В различных частях Уголовно – процессуального Кодекса Российской Федерации говорится о защите личности от незаконного и необоснованного обвинения. В ст. 6 УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от прес ...
Участие
защитника на стадии предварительного следствия
Российский закон предусматривает участие защитника в уголовном процессе со стадии предварительного расследования – как при проведении дознания, так и при производстве предварительного следствия. При этом на стадии предварительного следствия деятельность защитника должна быть направлена на оказание ...
Виды юридических фактов в праве социального обеспечения
Разнообразие существующих юридических фактов приводит к необходимости их классификации, распределения по определенным группам на основе присущих им общих сущностных признаков. Классификация позволяет объединить в одной классификационной группе сходные факты, обладающие похожим правовым режимом, и р ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).