Термин «правоохранительные органы» в российской юридической литературе относительно часто стал употребляться сравнительно недавно.
Специальные научные исследования по проблемам понятия, классификации правоохранительных органов, их взаимодействия с другими органами государства появились только в начале 80-х гг., хотя о правоохранительной деятельности заговорили чуть раньше ‑ в конце 50-х-начале 60-х гг. прошлого века.
Часто данный термин употребляется наряду с другими, связанными с ним словосочетаниями: «правоохранительная деятельность», «деятельность правоохранительных органов», «система правоохранительных органов», «правоохранительная система» и др. Например, А.Г. Братко прослеживает следующую цепочку: «правоохранительная система» ‑ «система правоохранительных органов» ‑ «деятельность правоохранительных органов» ‑ «правоохранительные органы». По его мнению, критериями отнесения какого-либо органа государства к правоохранительным выступают осуществление правоохранительной деятельности и возможность применения государственного принуждения.
Признавая за правоохранительными органами право применения мер государственного принуждения, В.И. Гойман предлагает следующую их структуру: судебные органы, органы прокурорского надзора и контроля, внутренних дел, Комитет государственной безопасности.
В.Л. Зеленько, соотнося правоохранительные органы с правоохранительной деятельностью, отмечает, что « .правоохранительная деятельность не тождественна правовому принуждению. Поэтому существуют такие правоохранительные органы, которые вообще не применяют государственного принуждения (конституционный суд, нотариат). Не применяют государственного принуждения общественные организации с правоохранительной функцией (адвокатура)». Наоборот, именно с возможностью принуждения связывает понятие правоохранительных органов Ю.П. Соловей: « .своим объединением под таким наименованием они обязаны имеющейся у них возможности действовать методом принуждения. Это органы принудительного поддержания правопорядка».
Иной критерий отнесения какого-либо органа к числу правоохранительных можно найти у О.Е. Зверева и В.Г. Храбскова, которые, анализируя юридическую суть таможенных органов, отмечают, что « .столь сильный крен в сторону признания таможни правоохранительным органом вызван тем, что по новому законодательству одной из функций таможни стали ее действия как органа дознания, что действительно сближает ее с чисто правоохранительными органами в традиционном понимании этого слова».
Таким образом, существующая доктринальная трактовка правовой природы правоохранительных органов, не предлагая сколько-нибудь обоснованной и строгой системы критериев, позволяет относить к числу последних исключительно широкий и аморфный спектр государственных и негосударственных структур.
Что же подразумевает под понятием «правоохранительные органы» законодатель, какие органы он включает в систему правоохранительных, отражены ли в законе критерии отнесения тех или иных органов к правоохранительным? Как будет видно ниже, и у законодателя нет на этот счет определенного мнения.
Впервые термин «правоохранительные органы» был употреблен в Законе СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР», в ст. 3 которого устанавливалось, что «Прокуратура СССР в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям: . координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями».
Конституция Российской Федерации упоминает о правоохранительных органах, говоря об их кадрах. Она не дает этому термину определения, хотя косвенно можно понять, что, по крайней мере, судебные органы, адвокатуру и нотариат Конституция не относит к числу правоохранительных органов (п. «л» ч. 1 ст. 72). Кстати, упоминание о правоохранительных органах в Основном законе страны придает данному термину статус конституционного, что, безусловно, требует от юридической науки и законодателя разработки и дефиниции данного понятия.
Доступ к информации и открытость государства
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений: введение законодательной нормы об обязательной публикации всех нормативных актов всех органов государственного управления различного уровня на веб-сайтах, в средства массовой информац ...
Развитие криминологии в России в 20-30-х годах XX в
Изучение преступности продолжалось и в первые годы существования советского государства. Анализ состояния преступности, ее причин, личности преступника проводился органами юстиции, милиции, работниками государственного аппарата, научными сотрудниками, общественностью и студентами. Научно-методическ ...
Преступление, предусмотренное ст. 158 УК РФ, отличие от смежных преступлений
Уголовному законодательству РФ известно 6 форм хищения имущества собственника: кража, грабеж, разбой, присвоение, растрата, мошенничество. Также сходную структуру имеют следующие составы: статья 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения», статья 167 ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).