В возможности применения мер непосредственного принуждения, которое не требует издания каких-либо правовых актов (постановлений, определений, поручений, протоколов и т.п.), предваряющих их употребление, и осуществляется непосредственно должностными лицами, и состоит одно из отличий правоохранительных органов от других органов государства. Полиция «действует путем непосредственного принуждения. Она не выносит решений, предваряющих применение силы, каких-либо постановлений о применении насилия. Она просто его осуществляет. В праве применять в целях пресечения правонарушений непосредственное принуждение, силу, причем в широком смысле ‑ от простого прикосновения до насильственного лишения жизни и обнаруживается социальная и правовая сущность, назначение всех правоохранительных органов. В то же время, полемизируя с Ю.П. Соловьем, полагаем, что только «право на силу» не может с достаточной степенью полноты характеризовать конкретный орган как правоохранительный (полицейский), для этого необходима совокупность признаков.
Как представляется, должностные лица органов, относящихся к числу правоохранительных (полицейских), должны обладать, как минимум, следующими правами, позволяющими им исполнять возложенные на них государством обязанности по пресечению правонарушений:
а) доставлять, задерживать граждан, производить досмотр (осмотр), изъятие;
б) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, дознание;
в) применять полицейскую силу (или ‑ что одно и то же ‑ меры непосредственного принуждения ‑ физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную (полицейскую) технику).
Причем права доставления, задержания в совокупности с правом применения полицейской силы, на наш взгляд, играют главенствующую роль в обеспечении выполнения возложенных на правоохранительные органы обязанностей. В целом же, совокупность очерченных полномочий является минимально достаточной для определения органа, должностным лицам которого они предоставлены, как правоохранительного или полицейского.
Проблема также состоит в том, какие государственные органы относить к числу правоохранительных. Есть авторы, рассматривающие органы судебной и исполнительной власти (с учетом специфики позиции о месте суда в системе правоохранительных органов), и относящие к их числу: суд, прокуратуру, органы, юстиции, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, налоговую службу и налоговую полицию (последняя упразднена), органы обеспечения безопасности. Есть точка зрения, дополняющая перечень этих органов таможенными.
Существует более широкий подход к системе правоохранительных органов, когда в их перечень включают: уполномоченного по правам человека, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В литературе иногда своеобразно раскрывается раздел «Судебная власть»; так, согласно одной из существующих точек зрения, в разделе «Судебная власть РФ» рассматриваются: третейские суды, Европейский суд по правам человека и органы прокуратуры. Здесь же дана характеристика системы церковных судов, действующих в Русской православной церкви.
В то же время существует позиция включения в число правоохранительных органов всех ветвей власти. Например, есть авторы, полагающие, что в систему правоохранительных органов входят:
а) ведущие правоохранительные органы государственной власти РФ: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ;
б) судебная власть и ее органы, включая прокуратуру РФ и Следственный комитет РФ;
в) правоохранительные органы исполнительной власти: МВД РФ, ФСБ РФ, Минюст РФ, ФСИН РФ, ФССП РФ, таможенные органы, ФСКН РФ;
Объективная сторона хулиганства
Объективная сторона хулиганства состоит в действиях, грубо нарушающих общественный порядок, выражающих явное неуважение обществу, сопровождающихся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Под действиями, грубо нарушающими о ...
Порядок определения размера пособий по безработице
В ст. 30 Закона № 1032-1«О занятости населения в РФ» установлен порядок определения размеров пособия по безработице. Согласно п. 1 ст. 30 этого Закона пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 ст. 30 Закона № 1032-1 ...
Понятие реабилитации граждан, подвергшихся незаконному или необоснованному
привлечению к уголовной ответственности
Говоря о приоритете прав и свобод личности, следует исходить из того, что эти права и свободы могут вступить в конфликт с интересами некоторых представителей государства. Может возникнуть взаимоисключающая ситуация, когда соблюдение прав одного человека ведет к нарушению прав других людей, нарушени ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).