Основной идеей в создании советской системы государственного управления была идея о необходимости разрушения старого государственного механизма, и создания нового, основанного на самоуправлении трудящихся. Однако, если разрушение произошло сравнительно легко, - система уже находилась в упадке - то создание нового строя готовила для большевиков множество трудностей. Практика показала, что без использования специальных учреждений и ведомств, без специалистов, обладающих профессиональными знаниями в сфере промышленности, сельского хозяйства, финансов, почт и телеграфов, путей сообщения и прочее обойтись было нельзя.
И это справедливо не только для учреждений и сотрудников управленческого аппарата, но и для правовых норм новой власти. Таким образом, выполнение поставленной задачи не могло быть осуществлено без использования опыта не только прежних государственных учреждений, но, более того, прежних специалистов. Осложнялось все это тем, что представители старого чиновничества в большинстве своем враждебно относились к советской власти, и зачастую отказывались ей служить, а представители новой власти не имели никаких познаний в области управленческой деятельности.
Если добавить сюда несовершенство, или, лучше сказать, отсутствие стабильной правовой базы, регулирующей деятельность государственных органов власти и управления и деятельность государственных служащих на начальном этапе, то все совсем выглядит плачевно. Существовали лишь разрозненные правовые акты, база критериев для подбора кадров была достаточно размытой. Лишь в декабре 1922 г. были приняты Временные правила о службе в госучреждениях и на предприятиях, в которых определялись критерии приема на государственную службу, которые были в значительной степени заимствованы из дореволюционного законодательства о государственной службе.
Советскими властями был проведен невероятный объем теоретической, аналитической и практической работы, в результате которой были созданы основные формы и процедуры советского государства и права. Эта работа была проведена в кратчайший срок - основные декреты были приняты в 1917-1918 годах. Поэтому можно говорить о необычайной эффективности работы кадров того времени.
Упомянутые Временные правила не говорили о партийной принадлежности служащих, хотя в процессе формирования управленческого корпуса партия играла значительную роль - создание однопартийной системы было одним из основных принципов Ленина. Партийная санкция на занятие той или иной государственной должности проявилась в создании такого элемента кадровой политики большевиков, как номенклатура: определение круга должностных лиц, назначение и утверждение которых было прерогативой партийных органов. Однако критерии, которыми руководствовалась партия при подборе и назначении кадров управленцев, не всегда способствовали эффективной деятельности государственных учреждений.
Формирование аппарата наркоматов осложнялось отсутствием необходимых кадров. Старое чиновничество в большинстве своем саботировало мероприятия новой власти. Поэтому привлечение народных масс к управлению способствовало созданию обновленного аппарата. Партия обратилась к местным партийным и профсоюзным организациям и другим объединениям, стоявшим на платформе Советской власти, с призывом рекомендовать людей для работы в соответствующих учреждениях. В ответ на это заводы, войсковые части направляли туда своих представителей, предварительно обсуждая их кандидатуры не только на заседаниях фабрично-заводских комитетов и партийных организаций, но и на общих собраниях. Так формировался штат работников государственного аппарата из рабочих, матросов и солдат. К работе в советских государственных органах допускалась и та часть служащих старых учреждений, которая не принимала участия в саботаже и изъявила желание честно трудиться. Аппарат, созданный таким способом, не мог, конечно, функционировать профессионально и успешно. Однако иного пути в тот период не было, приходилось надеяться на совершенствование управления в будущем, когда вырастут свои специалисты из рабочих и крестьян.
Основные критерии, на основании которых партия формировала рабоче-крестьянский государственный аппарат, отражены в записке В.И. Ленина на имя Н.М. Книпович. Она определяет следующие критерии, с которыми глава Советского правительства подходил к оценке кадров:
а) с точки зрения добросовестности,
б) с политической позиции,
в) знания дела,
г) администраторских способностей.
Как мы видим, приоритет отдан добросовестности и политической нравственности будущего управленца. Конечно, в условиях создания новых основ общественной жизни эти характеристики необходимы, однако мы считаем, что заниженный приоритет профессиональных и административных качеств управленческих кадров сказался позже на эффективности работы аппарата. Так обрисовал общую ситуацию Н. Осинский в своем письме к В.И. Ленину: «…на ответственных местах у нас сидит масса в первую очередь надежных, но в то же время бездарных людей. Как организатор вполне сознаю необходимость закрепления за собой аппаратов с надежными людьми, хотя бы и серыми. Но их слишком много, они слишком серы».
Пожизненное наследуемое владение
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком - одно из вещных прав, регулируемых гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. Носителем данного права может быть только физическое лицо. В ГК РФ указанному праву посвящены ст. 216, 265, 266, 267, в Кодексе - ст. 21. С ...
Современный этап развития института непосредственного управления
многоквартирным домом
Как уже говорилось выше, закон от 24 Декабря 1992 «Об основах федеральной жилищной политики» неоднократно подвергался редакциям, заменяя своей нормативной базой Жилищный кодекс РСФСР. Однако наступил момент, когда появилась необходимость, весь объём накопившихся правовых норм в жилищном законодател ...
Субъект и субъективная сторона состава преступления – нарушение правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Субъект преступления – это физическое вменяемое лицо, которое совершило общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом, достигшее указанного в законе возраста и способное нести за это уголовную ответственность. Различают два вида субъектов преступления12: общий – это физическое вменяемое ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).