Советский государственный аппарат: создание и структура

Страница 1

В соответствии с решением I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 г., очередной съезд должен был собраться в сентябре 1917 г. Однако в условиях большевизации Советов меньшевистско-эсеровский ЦИК, избранный I съездом, пытается сорвать или оттянуть созыв очередного съезда. В конце концов датой II съезда определили 25 октября 1917 года. Тем не менее, ЦИК, избранный I Всероссийским съездом Советов, заявил, что «считает II съезд несостоявшимся и рассматривает его как частное совещание депутатов-большевиков. Решения этого съезда как незаконные Центральный Исполнительный Комитет объявляет необязательными…». Получив отпор абсолютного большинства делегатов, под враждебные выкрики, топот и свист около 70 эсеров, меньшевиков покинули зал.

После ареста министров Временного правительства факт свержения власти был юридически закреплен принятием обращения «Рабочим, солдатам и крестьянам!», и уже вечером 26 октября делегаты съезда приняли резолюцию о переходе всей полноты государственной власти в руки Советов. Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов.

Также на Съезде был избран высший орган власти в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК в начале своего создания был постоянно действующим органом. Пленарные заседания проходили не реже одного раза в две недели. Структура ВЦИК включала: президиум, состоявший из представителей партийных фракций и контролировал работу комиссий и отделов, отделы и комиссии, которые занимались организацией и ведением текущих проектов.

В октябре 1917 года Ленин, выполняя поручение Центрального комитета партии составить тезисы по вопросу организации власти, опубликовал свои широко известные заметки об организации нового аппарата управления Россией. В ленинских заметках была отмечена исключительная важность создания Советского правительства в кратчайший срок. Прежде всего было решено отменить старое обозначение членов правительства - «министры». Решение было единодушным: правительство Советов должно отличаться и по названию от правительства буржуазии.

Днем 26 октября, накануне заседания II Всероссийского съезда Советов, под председательством В. И. Ленина происходило совещание ЦК РСДРП(б), на котором после отказа представителей левых эсеров от участия в правительстве было решено составить первое Рабочее и Крестьянское правительство из одних большевиков и одновременно был окончательно подготовлен список кандидатов на посты народных комиссаров. В полном соответствии с ленинскими заметками было решено поставить во главе управления отдельными отраслями государственной деятельности комиссии, председатели которых - народные комиссары - и должны были составить новое, Рабочее и Крестьянское, правительство - Совет Народных Комиссаров.

В состав руководимого В.И. Ульяновым (Лениным) Рабочего и Крестьянского правительства вошли 14 народных комиссаров, которые и возглавили деятельность учрежденных декретом комитетов по делам военным и морским (В.А. Овсеенко-Хитонов, Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко) и двенадцати народных комиссариатов (в тексте декрета они именовались комиссиями): По внутренним делам (А.И. Рыков), Земледелия (В.П. Милютин), Труда (А.Г. Шляпников), По делам торговли и промышленности (В.П. Ногин), Народного просвещения (А.В. Луначарский), Финансов (И.И. Скворцов-Степанов), По делам иностранным (Л.Д. Бронштейн-Троцкий), Юстиции (Г.И. Оппоков-Ломов), Продовольствия (И.А. Теодорович), Почт и телеграфов (Н.П. Авилов-Глебов), По делам национальностей (И.В. Джугашвили-Сталин). Пост народного комиссара по делам железнодорожным был временно оставлен незамещенным.

4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом, в Советской республике было три органа, наделенных законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Выступив за объединение всех трудящихся России под руководством рабочего класса и учитывая влияние левых эсеров на значительные массы крестьянства, большевики еще в дни работы II Всероссийского съезда Советов предлагали им участвовать в Советском правительстве. Но это предложение о сотрудничестве было отвергнуто тогда фракцией левых эсеров, «не пожелавших, - как указывал В.И. Ленин, - разделить со своими соседями слева ответственность в эти тяжелые, критические дни». Однако после слияния ВЦИК с Исполнительным комитетом, избранным Чрезвычайным всероссийским крестьянским съездом, принятия резолюций объединенного заседания ВЦИК, Чрезвычайного всероссийского крестьянского съезда и Петроградского Совета об одобрении законов о мире, земле, рабочем контроле и провала попыток сформировать «однородное социалистическое правительство», боясь окончательно потерять пошатнувшееся уже доверие трудового крестьянства, левые эсеры решили участвовать в Совете Народных Комиссаров.

Газета «Новая жизнь» 4 ноября 1917 г. предрекала крах Советскому правительству: «Без государственного механизма, без аппарата власти вся деятельность нового правительства похожа на машину без приводных ремней, вертеться - вертится, но работы не производит». Это замечание не лишено логики - ведь устроение нового управленческого аппарата происходило при разрушении старого. Большевики работали в тяжелых условиях: у них катастрофически не хватало кадров, а чиновники старой системы не хотели или не могли им помочь. Тем не менее, было создано эффективное государство, а о составе управленческой системы и об ее особенностях мы поговорим во второй главе.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Актуальные проблемы правового регулирования поставки для государственных и муниципальных нужд
Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 вступил в силу с 1 января 2014 года. Между тем уже сейчас можно выделить некоторое количество проблемных вопросов, связанных со структурой и реа ...

Классификация основных прав и свобод
Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека. - Личные права; ...

Компромисс как общая задача сторон защиты и обвинения в уголовном судопроизводстве
Институт сделок с правосудием предполагает установление договорных отношений между обвинением и защитой и взятие сторонами обязательств по принципу: если одна сторона принимает решение о том-то, другая гарантирует конкретно то-то. В основе таких договоров лежит концепция взаимоуступок. Следует обра ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru