Итак, государственная деятельность по непосредственному исполнению полномочий государственных органов - деятельность за пределами государственной службы. Государственная же деятельность по обеспечению полномочий государственных органов государственная служба, а это значит, что закон связывает государственную службу с осуществлением исполнительной власти.
Две части государственной деятельности - не изолированы одна от другой. Закон четко определяет (статьи 1-2) соотношение между ними: государственная служба обеспечивает исполнение полномочий руководителями государственных органов.
В научной литературе даются определения государственной службы.
Г. В. Атаманчук предлагает следующее определение: “Государственная служба - это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах” [2, c.55]. Данное определение организует взаимосвязь трех элементов: государства, государственного органа, государственной должности - и определяет, что главным в активности гражданина в государственном органе и по государственной должности является осуществление функций и достижение целей государства.
В.Д. Граждан подразделяет деятельность органов государственной власти на две части: деятельность политических должностных лиц и государственную службу. Отсюда следует определение: “Государственная служба - это профессиональная деятельность аппарата государственных служащих по обеспечению исполнения политическими должностными лицами полномочий государственных органов” .
Дискуссионный характер имеет выделение видов государственной службы. Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующих государственных органов, а служба обеспечивает реализацию компетенции государственных органов. Она зависит от классификации государственных органов и производных от нее.
Г.В. Атаманчук выделяет три вида государственной службы:
Управленческая государственная служба, состоящая в осуществлении государственного управления общественными процессами. Ее объем и содержание определяются сущностью государственного управления, которая трактуется как целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (его органов) на сознание, поведение и деятельность людей, поддержание жизненной активности общественной системы. Этот вид службы осуществляется в законодательных, исполнительных и судебных органах власти.
Военная государственная служба - служба, обеспечивающая суверенитет, свободу, внешнюю и внутреннюю безопасность государства и общества.
Специальная государственная служба - связана с поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности. Эта служба осуществляется в так называемых административно-надзорных и контрольных органах.
Названные виды государственной службы Российской Федерации на разных ее уровнях имеют разное значение и объем. Если управленческий вид государственной службы присущ всем ее уровням, то военная, как и специальная, - преимущественно федеральной государственной службе, хотя может быть и в государственной службе субъектов Российской Федерации. Здесь играет роль объект интересов, обеспечиваемых каждым видом государственной службы. Д.Н. Бахрах подразделяет государственную службу на гражданскую и милитаризованную. Так же предлагает в название данного закона внести “гражданская государственная служба’’. Гражданская государственная служба может быть общей и специальной.
В.М. Манохин называет три вида государственной службы: федеральная государственная служба, государственная служба субъектов РФ, находящаяся в их ведении и федеральная государственная служба и федеральная государственная военная служба.
В.А. Козбаненко основываясь на профессиональной специализации и особенностях предмета ведения государственных служащих, сферах их деятельности и компетенции, правовому статусу в системе государственной власти дает видовую структуру государственной службы Российской Федерации. Указывает на многоплановость структуры, которая определяется конституционно- федеральным устройством государства и функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов. В видовой горизонтали, в соответствии с принципом федерализма, выделяет федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Федерации [37,c.283].
Теоретические предпосылки к созданию трудовых судов
Судебная защита в области трудовых правоотношений, безусловно, имеет свои особенности. Причем они настолько существенны, что специфика разрешения дел по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений, образует такое качественное состояние, которое уже не вписывается в общие положения гражданского пр ...
Правовая система в Новгородской феодальной республике
Великая русская республика средневековья интересна своей уникальностью. Европейскому феодализму была известна республиканская форма правления, но случай, когда республика по площади равнялась бы территории целой Франции, исключителен. Своеобразно и право Новгорода. Несмотря на тесные торговые связи ...
Понятие и значение референдума
Общая характеристика референдума В соответствии со статьей 73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Сам термин «референдум» происходит от латинского слова «referendum» – «то, что должно быть сооб ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).