В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.
Сферы иных отраслей права следует ограничить отношениями соответствующего правового характера. Только при таком подходе может быть обеспечено ясное и практически оправданное разграничение сферы действия гражданского и иного законодательства, в том числе норм частного и публичного права. Только так может быть обеспечено нормальное функционирование рыночного хозяйства и его государственное регулирование в условиях правового государства, а не бюрократического администрирования. В тех случаях, когда в акты смежных с гражданским отраслей законодательства оказывается необходимым включить нормы гражданского права или нормы, в той или иной степени затрагивающие гражданские правоотношения, необходимо их строгое согласование с другими так или иначе связанными нормами гражданского права, которое составляет единую логическую систему, все части которой взаимозависимы. Если при этом возникает необходимость отступить от правил ГК РФ (а это значит – внести в него соответствующие изменения), необходимо тщательно взвесить все возможные последствия этого.
Содержанию нормы права – правила поведения – соответствует свойственная только ей структура – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции. Правильное понимание структуры юридической нормы с необходимостью предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. 1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. 2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. 3. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм.
Логическая структура гражданско-правовых норм представляет собой особую юридическую конструкцию идеальной модели содержания, оснований возникновения, изменения и прекращения прав, обязанностей и ответственности участников экономического оборота. Лишь совокупность элементов этой конструкции (гипотезы, диспозиции и санкции) обеспечивает адекватное нормативное моделирование поведения путем отражения в правовой норме существующих и желаемых связей участников экономического оборота. Логическая структура нормы гражданского права может не совпадать со структурой статьи нормативно-правового акта, что обусловливается использованием наиболее экономичных юридико-технических приемов законотворчества.
Гражданско-правовая норма и гражданско-правовое отношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая динамичная система, в которой два главных компонента жестко предполагают друг друга. Норма вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие - первое предшествует второму, а не наоборот.
Нормы гражданского права обладают богатейшими возможностями в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, их роль в развитии общества постоянно возрастает.
Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
Назначение трудовой пенсии по инвалидности состоит в компенсации застрахованному лицу заработной платы или иного дохода, утраченного по причине неспособности заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О тр ...
Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а т ...
Способы отказа от наследства
Способы отказа от наследства предусмотрены ст. 1159 ГК. Отказ от наследства совершается подачей по месту открытия наследства нотариусу, уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельство о праве на наследство, письменного заявления. наследника об отказе от наследства (см. Приложение 1. ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).