Во всех рассмотренных выше примерах гражданско-правовые дефиниции не трансформируются в правовые нормы, а проявляют себя как особое правовое явление, выступающее юридическим выражением различных элементов механизма гражданско-правового регулирования.
Таким образом, гражданско-правовые дефиниции являются самостоятельными, специфическими, отличными от норм права элементами механизма гражданско-правового регулирования, представляющими собой краткие определения используемых в гражданском законодательстве понятий. Они характеризуются наиболее высоким уровнем обобщения существенных признаков правовых явлений, предшествуют нормативному закреплению гражданских прав и обязанностей, имеют отличную от правовых норм структуру. В то же время гражданско-правовые дефиниции могут находиться с нормами права в тесной структурно-функциональной связи. Эта связь выражается в использовании определений различных гражданско-правовых понятий для законодательного закрепления содержания различных элементов правовых норм.
Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм. Юридическая норма – первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Гражданское право и гражданско-правовая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности. Отдельно взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право – это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему.
Понятие гражданского права многозначно. Прежде всего этим термином обозначают соответствующую отрасль права, т.е. совокупность или систему некоторых правовых норм (право в объективном смысле). К ним относятся те нормы права, которые регулируют отношения имущественно самостоятельных, юридически равных частных лиц. В этом аспекте гражданское (частное) право рассматривается как важнейшая составная часть правовой системы государства.
Можно говорить о законодательстве, регулирующем торговую, банковскую, транспортную, строительную и тому подобную деятельность (или, что то же самое, о торговом, банковском, транспортном, строительном законодательстве), имея в виду как частноправовые, так и публично-правовые нормы, в комплексе регулирующие тот или иной вид деятельности. Но ошибочными являются рассуждения о «торговом», «банковском», «транспортном», «строительном праве», ибо «составляющие» их нормы не отличаются единством юридической природы, необходимым для обособления однородной, самостоятельной правовой отрасли. Именно поэтому не может считаться отдельной отраслью права огромный массив разнородных юридических правил (от гражданско-правовых до уголовно-правовых и конституционно-правовых), содержащихся в разнообразных комплексных нормативных актах, предназначенных для регулирования хозяйственной деятельности. Можно говорить о хозяйственном (или более узко – о предпринимательском) законодательстве, но бессмысленно – о «хозяйственном» (или «предпринимательском») праве.
Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диспозитивных норм, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие нормы носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т.е. имущественного оборота. В них проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями.
Муниципальные органы
Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалит ...
Нормирование труда
Статья 159. Общие положения Работникам гарантируются: · государственное содействие системной организации нормирования труда; · применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или устанавливаемых коллективным договором. Статья 160. Нормы ...
Смысл и назначение понятий «государствоорганизованное общество»,
«государствообразующее общество»
Реализация положения о подчиненности государства обществу на практике приводит и к изменению названия и характера того общества, с которым имеет дело наука «Теория государства и права». Прежде всего, следует обратить внимание на то, что понятие «общество», употребляемое в науке «Теория государства ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).