Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям:
По субъекту правотворчества, т.е. в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.
Так, законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой, содержатся, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. Она является высшим нормативным правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). Конституция РФ устанавливает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а также систему и полномочия Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного самоуправления. Ее назначение – обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя экономического и социального развития страны, ее международных отношений. Поэтому требование соблюдения Конституции РФ в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации, и муниципальных образований.
В нормах Конституции РФ закреплены основополагающие принципы всех других правовых отраслей. Так, например, положения ст. 8 Конституции России лежат в основе хозяйственного и гражданского права; ст. 9 – земельного права; ст. 37 – трудового права и т.д. В регулировании общественных отношений все иные отрасли права исходят из норм, институтов и принципов конституционного права. Как подчеркивается в ст. 15 Конституции «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой действующего Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему.
Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс РФ). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Далее следует выделить нормы, содержащиеся в Законах Российской Федерации. Напомним, что Законы РФ имеют верховенство на всей ее территории и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам её ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71 – 72). Они также имеют прямое действие на территории России (ч. 1 ст. 76 Конституции). По предметам совместного ведения законы Федерации издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции). В случае противоречия между федеральным законом, изданным в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). Это положение о приоритете федеральных законов обеспечивает единство основ правового регулирования в России.
Закон, как правило, всегда принимается как акт нормативный, т.е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Это, в принципе, общепризнанная практика современных государств. Однако исключения из этого общего правила считаются допустимыми, например, в Великобритании, где любой акт парламента (обеих его палат), промульгированный королевой, считается законом. Таким путем устанавливаются персональные пенсии, иное содержание бывшим должностным лицам или иные социальные акции. В истории России практиковались «именные» указы царя или Сената, боярские «приговоры», часто тоже именные. В РФ принимаются «именные» законы, например, о назначении содержания семьям погибших депутатов. Разумеется, они не меняют общего правила нормативности Законов.
Классификация и принципы государственного контроля
Рассматривая государственный контроль как общее теоретическое понятие следует выделить основные критерии, с помощью которых можно характеризовать тот или иной вид контроля. В частности, существует разделение контроля во времени, то есть наличие определенных стадий контроля, следующих одна за другой ...
Квалифицирующие признаки состава преступления - нарушение правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных средств
В юридической литературе встречается мнение, что в некоторых случаях виновный в совершении преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ (ст.211 УК РСФСР), может действовать с косвенным умыслом по отношению к преступным последствиям, если своими действиями он явно, грубо пренебрегает правилами безопа ...
Процессуальные правила назначения и производства
экспертизы холодного оружия
В пределах криминалистической экспертизы холодного оружия получение ответа на основной вопрос: «Является ли предмет, представленный на исследование, холодным оружием?» предусматривает такую логику, прозрачность которой обеспечивала бы истинность и достоверность результата исследования. Это значит, ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).