Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является ГК РФ. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.
Предмет гражданского права составляют столь многообразные сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как ГК РФ. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Часть из этих законов, главным образом о статусе отдельных юридических лиц, уже принята, а часть находится в стадии разработки и обсуждения законодателем. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.
Среди норм гражданского права Российской Федерации значительное место занимают нормы, содержащиеся в указах Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такой характеристики указов Президента не было).
Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения – нормативные акты Правительства. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного строительства. Они, как правило, имеют общий характер и содержат нормы права.
Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Акты центральных органов исполнительной власти также могут содержать нормы гражданского права. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издавать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у Министерства финансов, Министерства юстиции, Центрального банка и т.д. К нормативной по своему содержанию относится, например, инструкция Министерства финансов РФ «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации».
Итак, виды норм гражданского права – это специфические формы моделирования поведения, отражающие особенности регулирования различных связей участников экономического оборота. Основные виды норм гражданского права объективно обусловлены управомочивающими, обязывающими и запрещающими способами моделирования поведения, сочетание которых формирует метод гражданско-правового регулирования. Сущность этого метода предопределяет ведущую роль в моделировании поведения дозволительно-диспозитивных норм. Основные и производные от них виды гражданско-правовых норм выполняют специфические для них функции в механизме нормативного моделирования поведения участников экономического оборота. Одним из недостатков законодательного закрепления существующих видов гражданско-правовых норм является использование различной терминологии для закрепления обычных норм, регулирующих отношения экономического оборота (ст. ст. 5, 309, 424, 474, 478, 481, 655 ГК РФ и др.).
Понятие и признаки официального документа
В современном обществе осуществление прав и защита интересов человека, организаций, общества и государства затруднены, а часто невозможны без документального удостоверения юридически значимых фактов и отношений. Важной гарантией нормального осуществления этих прав и интересов становятся нормы об уг ...
Специальные права потребителей
по договору дистанционной купли - продажи
Понятие "дистанционный способ продажи" содержит Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" от 27.09.2007 №612 // Российская газета. - 2007. - №219 Согласно Правилам под продажей товаров дистанционным способом понимается "пр ...
Общая характеристика
земель сельскохозяйственного назначения по колхозу «Большевик»
В апреле 1928 года в Ак-Мечети(ныне пгт. Черноморское) организовано два ТОЗа: «Начало» и «Новый путь»3. На их основе в 1930 году созданы 2 артели: сельскохозяйственная «Начало» (она объединила почти половину хозяйств села, первым председателем был избран двадцатипятитысячник из Ленинграда Кравцов) ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).