Для установления того, должно ли было лицо предвидеть общественно-опасные последствия своего деяния, теория уголовного права и практические работники пользуются объективным критерием преступной небрежности, так называемым критерием долженствования. Суть его заключается в том, что лицо обязано предвидеть возможность наступления общественно-опасных последствий при несоблюдении обязательных для этого лица мер предосторожности. Правилами дорожного движения на всех лиц, участников дорожного движения возложена обязанность знать и соблюдать требования Правил в п.1.3 указано: " Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналы светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами". Поскольку на каждом, кто управляет транспортным средством, лежит обязанность знать и соблюдать Правила дорожного движения, то фактически последствия, наступившие вследствие несоблюдения указанных правил, могут быть поставлены в вину этому лицу.
Конечно, только по объективному критерию нельзя судить была ли у лица возможность предвидеть наступление вредных последствий. Этот вопрос необходимо рассматривать во взаимосвязи с субъективным критерием небрежности. Субъективный критерий небрежности выражен в законе словами "могло предвидеть", он означает персональную способность лица в конкретной ситуации по своим индивидуальным качествам (жизненный опыт, образование, профессионализм, особенности психики и т.д.) предвидеть возможность наступления общественно-опасных последствий. Однако я считаю, что применительно к дорожно-транспортным преступлениям сложности по установлению субъективного критерия небрежности лежат скорее в плоскости уголовно-процессуального права, а именно в плоскости проблем доказывания, оценки доказательств. Это связано, прежде всего, с устаревшей методикой проведения автотехнических экспертиз, при проведении которых в качестве основного принимается коэффициент реакции водителя равный 0,8с При этом не учитывается ни возраст водителя, ни его водительский стаж, ни время нахождения за рулем, ни иные обстоятельства, воздействующие на реакцию человека.
Здесь уместно остановиться на связи элементов субъективной и объективной сторон рассматриваемого преступления, в частности, между интеллектуальным критерием небрежности и нарушением правил безопасности дорожного движения. Так, в ч.2 п.10.1 Правил дорожного движения указано, что: При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". С одной стороны, невозможность предвидения исключает возможность предвидения. Вопрос о возможности предвидения наступления вредных последствий в результате своих действий характерен не только для автотранспортных преступлений, но и для неосторожных преступлений вообще.
Особенностью же автотранспортных преступлений является то, что для виновного причинения вреда в виде преступной небрежности при совершении автотранспортного преступления необходимо наличие самого факта нарушения виновным Правил дорожного движения. Очевидно, что если нет нарушения, значит, и нет преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. В связи с этим, я не согласна с мнением Б.А. Куринова, о том, что состав преступления, предусмотренного ст. 211 УК РСФСР (ст. 264 УК РФ), имеет место и в том случае, когда водитель транспортного средства, участвующий в дорожном движении, не соблюдал и общепринятые правила предосторожности, а не только правила".
Нельзя представить, что следователь в постановлении о привлечении или суд в приговоре, вменяя лицу совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, сошлются на какую-то норму предосторожности во время движения транспортных средств или на несуществующий нормативный акт. Если водитель транспортного средства, участвуя в дорожном движении, не нарушал требование Правил, но стал при этом участником дорожно-транспортного происшествия, в котором погибли или ранены люди, налицо невиновное причинение вреда, поскольку, действуя в соответствии с установленными требованиями Правил, водитель не мог предвидеть наступления вредного результата. Правила Дорожного движения как раз и имеют своей целью установить правила поведения для участников дорожного движения во избежание наступления вредных последствий. В случае нарушения водителем общепринятых правил предосторожности, повлекшем наступление вредных последствий, ответственность должна наступать за совершение преступления против личности, даже если эти правила были нарушены во время движения автомобиля. По этому критерию и следует разграничивать автотранспортные преступления с преступлениями против жизни или здоровья.
Уничтожение и другие способы изъятия из обращения
Что касается других видов исправительных мер, уничтожение является самым прямым решением по изъятию из торгового оборота, учитывая правило, в соответствии с которым изъятие из оборота должно назначаться "таким образом, чтобы не нанести ущерб правообладателю" (38). Эта исправительная мера ...
Административная ответственность за земельные правонарушения
Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности – преимущественно внесудебный порядок назначения и применения сан ...
Правовой статус безработного гражданина
Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об име ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).