Причинная связь должна означать жесткую зависимость последствий от допущенного нарушения. Ее расширительное толкование недопустимо. Здесь причинной связи дано излишне широкое толкование, и фактически она выведена за пределы причинно-следственной зависимости и толкуется уже не как причина ДТП, а как условие, исключающее управление транспортным средством. Однако за такое нарушение уголовная ответственность отсутствует.
Как бы ни было велико число факторов, относящихся к условиям движения, к действиям самих потерпевших и других лиц, а также иных обстоятельств, которые могли отразиться на механизме ДТП и повлиять на тяжесть наступивших последствий, все они должны быть установлены и исследованы в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства.
Как уже отмечалось, даже нетрезвое состояние водителя-участника ДТП не всегда свидетельствует о том, что этот водитель повинен в случившемся.
В дорожно-транспортных происшествиях распространены случаи, когда водитель допускает нарушение в условиях крайней необходимости, пытаясь избежать наступления последствий в экстремальной ситуации, вызванной действиями другого водителя, иного участника движения либо стечением случайных обстоятельств. Бывает и так, что истинный виновник происшествия, создавший аварийную обстановку, сам остался невредимым или, если это водитель, своим транспортным средством какого-либо вреда не причиняет и ни столкновения, ни наезда не производит. Больше того, спровоцированный его действиями другой водитель (иной участник дорожного движения вынужден совершать отступления от требований правил, и именно его транспортным средством причиняются тяжкие последствия.
Распутать подобные "гордиевы узлы" причинно-следственных связей и установить реальную первопричину ДТП и истинного виновника уголовно-наказуемого события бывает весьма сложно.
Рассмотрим некоторые из таких ситуаций на типичных примерах.
Гр-н А., управляя принадлежащей ему автомашиной "Ауди", следовал по Покровскому шоссе от Покровска в сторону Якутска. На подъеме в гору он догнал грузовик и, не убедившись в безопасности и не снижая скорости, выехал на полосу встречного движения для обгона. В это время навстречу двигался грузовой автомобиль КАМАЗ, водитель которого Е., видя неизбежность лобового столкновения, повернул вправо. Правое переднее колесо КАМАЗа съехало в кювет и автомобиль опрокинулся. Пассажиру в его кабине, экспедитору О., был причин тяжкий вред здоровью, а водителю Е., - менее тяжкий. Владелец "Ауди" А., не останавливаясь на месте происшествия, пытался скрыться, но вскоре был задержан. Органы предварительного следствия и суд справедливо установили в действиях А., ряд грубых нарушений Правил дорожного движения, которые и послужили причиной происшествия с тяжкими последствиями.
По делам о дорожно-транспортных происшествиях далеко не исключением являются ситуации, когда, к ответственности привлекаются два и даже более человека. Прежде всего, это случаи, когда автомобилем управляет ученик, а рядом находится обучающий – инструктор. Это также случаи, когда хозяин автомобиля или лицо, владеющее им на законных основаниях (например, по доверенности), передает управление человеку, не имеющему права на управление транспортным средством. Наконец, это дорожно-транспортные происшествия, в которых приняли участие два и более участника движения. В основном – это два водителя механических транспортных средств. Так нередко и получается: в действиях каждого из них устанавливаются нарушения ПДД, которые находились в причинной связи с наступившими вредными последствиями. И они привлекаются к ответственности не как соучастники-соисполнители (что исключено в неосторожных преступлениях), а каждый за совершенное им лично, за свои нарушения, за свое преступное деяние.
Одной из распространенных ошибок в следственной и судебной практике является стремление определить главного виновника происшествия, лицо, создавшее аварийную обстановку, и на него возложить целиком ответственность за происшедшее.
Нельзя не обратить внимание на встречающееся в дорожно-транспортных происшествиях, когда последовательно причиняются тяжкие последствия при чередующихся фрагментах, каждый из которых выглядит как самостоятельное ДТП. Так, водитель Н., сбивает пешехода Е., затем производит столкновение с встречным автомобилем под управлением С., после чего его машина скатывается с дороги и опрокидывается. Таким образом, по принятой классификации последовательно происходят наезд на пешехода, столкновение и опрокидывание. При этом в каждом из них наступают тяжкие последствия: причинение смерти пешеходу, тяжкого вреда здоровью пассажира встречного автомобиля, а при опрокидывании погибает пассажир, следовавший в машине-первоисточнике всех этих событий.
Направления совершенствования системы управления
персоналом Администрации Центрального района г. Челябинска
Путем анализ организации системы управления персоналом Администрации Центрального района города Челябинска в ходе были выявлены «узкие места» устранения которых является целью данного раздела работы. Муниципальным служащим старшего звена Администрации Центрального района нужно предоставлять возможн ...
Основание иска
Один из признаваемых всеми процессуалистами элемент - основание. Указанный термин можно найти во всех учебниках и монографиях, более или менее касающихся искового производства, начиная с середины XIX в. Большинство ученых определяют основание иска как юридические факты, из которых истец выводит или ...
Полномочия Президента РФ по обеспечению безопасности государства от внутренних
и внешних угроз
Конституция предусматривает широкие полномочия Президента в сферах организации обороны государства, политического руководства Вооруженными Силами, управления войсками. Президент в соответствии с Конституцией формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобо ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).