Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
При этом следует отметить, что наличие умышленной вины может служить основанием для наложения на виновного более строгого взыскания.
Административные проступки, в отличии от уголовно-наказуемых правонарушений, носят менее опасный характер. Вместе с тем это не означает, что административные проступки не содержат такой опасности.
Исходя из содержания многих административных правонарушений их общественно-опасный характер вполне очевиден (например, ч.3 ст.12.15-выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, если такой выезд запрещен правилами дорожного движения и т.п.).
Административным проступкам, как и уголовно-наказуемым деяниям присуща общественная опасность, антиобщественная направленность, угроза нормальному развитию соответствующих общественных отношений, хотя степень общественной опасности их ниже, чем у преступлений.
Материальным признаком административных проступков, как и преступлений, выступает их общественная опасность, которая и является выражением определенной степени их антиобщественной сущности.
Значение рассмотренных выше элементов административного правонарушения состоит в неразрывной связи с разрешением вопроса о возможности последующего наступления административной ответственности для лиц совершивших административные проступки. Выпадение же хотя бы одного из рассмотренных мной элементов административного правонарушения, либо одного из признаков его юридического состава, исключает и наступление административной ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что юридическим основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок).
Защищая интересы общества, права и свободы граждан, государство использует средства и методы социального контроля, за соблюдением норм поведения, применяя к нарушителям не только меры морального (общественного) воздействия, но и меры юридической ответственности.
Одним из видов юридической ответственности, устанавливаемым государством, в целях обеспечения законности, является ответственность административная.
При установлении административной ответственности за нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств законодатель установил лишь два вида административных взысканий – штраф (ст.3.5 КоАП РФ) и лишение права управления транспортным средством (ст.3.8. КоАП РФ).
Таблица административной ответственности приведена в Приложении.
О наложении штрафа выносится постановление органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дело о соответствующем виде административного правонарушения. В случаях, предусмотренных ст.32.3 КоАП РФ, если штраф налагается на физическое лицо и взимается на месте совершения административного правонарушения без составления протокола, то такому лицу выдается постановление-квитанция установленного образца. В постановлении-квитанции указывается дата ее выдачи, должность, фамилия и инициалы должностного лица, назначившего административное наказание, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, статья КоАП, или иная правовая норма закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения и сумма взыскиваемого административного штрафа. Такое право закон предоставляет только отдельным категориям должностных лиц (например, инспекторам ГАИ, билетным контролерам на транспорте и т.д.). Налагать штраф на месте они могут лишь за совершение административных правонарушений при условии, если нарушитель не оспаривает налагаемый на него штраф за данное правонарушение. В тех случаях, когда нарушитель оспаривает штраф, составляется протокол об административном правонарушении.
Административное взыскание в виде лишения специального права, предоставленного данному гражданину, состоит в ограничении нарушителя права заниматься определенной деятельностью.
Предоставление специального права связано с наличием ряда обязательных условий. Особенно это касается права на управление транспортным средствам. Управление источником повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995г. " О безопасности дорожного движения " право на управление автотранспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получившим соответствующее удостоверение. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения (ст.27 ).
Правовая охрана окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
В условиях научно-технической революции количественные и качественные изменения в общественном производстве негативно сказываются на природе. В структуре экономики возрастает удельный вес промышленности, некоторые отрасли, например химия, черная и цветная металлургия, наиболее вредны для состояния ...
Земельный участок как объект прав
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому в подп. 1 п. 1 ст. 6 Кодекса земля рассматривается как природный объект (составная часть природы) и одновреме ...
Социальная
обусловленность уголовной ответственности за нарушение трудового
законодательства
В уголовном праве не подвергается сомнению положение, в соответствии с которым преступление рассматривается не только как правовое явление, но и как социально обусловленное, имеющее свои специфические характеристики, собственные закономерности развития и механизмы влияния на социальные условия. Соц ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).