Особый характер профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих обусловливается спецификой выполняемых задач по реализации функций государства, их общественно-полезной масштабностью. Выделение государственно-служебной и муниципально-служебной деятельности как профессии среди других видов социального управления (структурами бизнеса, политическими организациями, профсоюзами и т.д.) позволяет определить присущие ей характеристики:
-лсфера профессиональной деятельности - органы государственной (муниципальной) власти;
- род занятий - государственная (муниципальная) служба;
- предмет труда - информация, которая также и средство воздействия на управляемых (обслуживаемых) наряду с принуждением, побуждением, поощрением и т.д.;
- продукты труда — управленческие решения и их последствия.
Работа государственного (муниципального) служащего имеет свои профессиональные особенности:
- участие во властных и управленческих структурах, а значит возможность влияния на принятие и реализацию решений, исходящих от государства;
- знание законодательства и следование нормам права;
- особые требования дисциплины, регламентированность аппаратной работы;
- умение находить оригинальные решения для конкретной ситуации;
-высокий уровень ответственности за принимаемые решения и совершаемые действия;
-публично-правовой характер отношений с гражданами и организациями, с которыми они вступают во взаимодействие в процессе выполнения функций государственного (муниципального) управления.
Государственные (муниципальные) служащие выступают субъектами государственного управления, находясь во взаимосвязи с его объектами - общественными, государственными, муниципальными, частными институтами, организациями, гражданами, иностранцами и лицами без гражданства. Что же касается сферы государственного управления как профессии государственных (муниципальных) служащих, то представления о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, а также под влиянием общественно-государственных ценностей, доминирующих политических ориентиров и личностных предпочтений. В этом смысле значительная часть требований к профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих формируется исходя из установок политической культуры, управленческих способностей и нравственно-волевых предпочтений. Современный корпус государственных (муниципальных) служащих должен соответствовать высоким требованиям, которые предъявляются сегодня к их профессионализму и компетентности, знаниям и опыту, личностным моральным, деловым, психологическим и физическим качествам, способности прогрессивно мыслить и умело выполнять стоящие перед ними задачи, достигая служебно-целевой результативности. Критерием оценки любой деятельности, в том числе и профессионально-трудовой деятельности государственных (муниципальных) служащих выступает конечный результат, эффект. К показателям результативности трудовой деятельности государственных (муниципальных) служащих можно отнести:
1) Степень соответствия направления, содержания и результатов деятельности профессионально-квалификационным и организационно-технологически заданным параметрам, закрепленных в должностных инструкциях. Каждая должность создается для реализации определенных целей и функций, которым необходимо точно следовать.
2) Степень законности управляющих решений и действий. Соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосылкой эффективности управления. В законах выражается всеобщая воля, ими защищается всеобщий интерес, чем и определяется их место и роль в управленческой деятельности.
3) Реальность управляющих воздействий. Любые управленческие решения и действия теряют всякий смысл, если они не направлены на управленческие объекты и, в конечном счете, не обеспечат их реального функционирования и развития.
4) Степень соответствия содержания управляющих воздействий потребностям, интересам и целям людей. Важно учитывать не один, а многие параметры человеческой жизнедеятельности в их сложной взаимосвязи между собой.
5) Уровень демократизма управленческой деятельности.
6) Уровень престижности должностных полномочий, выражаемый в мере авторитетности решений и действий.
7) Уровень гласности государственной (муниципальной) службы отражающий достоверность и целесообразность управленческой информации, выдаваемой государственными (муниципальными) служащими. Интересы общества требуют, чтобы при любых условиях, даже самых неблагоприятных для органа или должностного лица в систему управления шла только достоверная, объективная информация, иначе все процессы, где используется такая информация, деформируются.
8) Поскольку управление обладает большими, как позитивными, так и негативными возможностями влияния на формирование определенного менталитета людей, важнейшим критерием эффективности государственной (муниципальной) службы является степень нравственности управляющих воздействий.
Общие принципы взаимодействия палат Российского
парламента
Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной работы в ее содержательном плане выполняется Государственной Думой Федерального собрания РФ, соответственно ей принадлежит ключевая роль в законотворческой деятельности. Объясняетс ...
Особенности правового положения военно-учебных заведений
Действующее законодательство позволяет определить высшее учебное заведение в Российской Федерации как образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского профессионального образован ...
Государственные преступления
Что касается политических преступлений, то в судебниках отмечаются только два вида: крамола (верховная измена, хотя крамольниками называются иногда и ябедники, см. указ от 9 октября 1582 года) и земская измена (в форме сдачи города неприятелю: Судебник 1497 г., статья 9; Судебник 1550 г. статья 61) ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).