Тем не менее, и современное законодательство об образовании сохранило сложившийся за многие годы порядок, предусматривающий, что замещение всех должностей профессорско-преподавательского состава в высшем учебном заведении, за исключением должностей декана и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору, заключенному на срок до пяти лет. А заключению такого срочного трудового договора предшествует конкурсный отбор. Как отмечалось, ныне вузы руководствуются Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в вузе, утвержденным приказом Министра образования РФ №4114 от 26 ноября 2002 года и согласованным с ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ.
В Положении от 26 ноября 2002 г. изложены основные концептуальные идеи проведения конкурса, и оно распространяется на все вузы независимо от их ведомственной принадлежности.
В Приказе №4114 не установлено, что вузы на основе этого Положения разрабатывают и утверждают инструкцию (или другой нормативный акт) о порядке конкурсного замещения преподавательских должностей данного вуза, а только предлагается это Положение принять к руководству. Оно не содержит практически важных правил организации и проведения конкурса. Так, оно не определяет перечень документов, необходимых для представления претендентами, не содержит целей конкурса. Складывается впечатление, что его составители пытались привести свои отраслевые требования в соответствие с требованиями ТК РФ, не решая многих важных содержательных аспектов этой проблемы. Тем не менее, анализ Положения позволяет применять его как к работающим преподавателям, так и не работающим, но желающим работать по итогам конкурса. Оно регулирует порядок проведения конкурса, как на занятые преподавателями вуза должности, так и на вакантные. Положение впервые определило порядок замещения не только должностей профессорско-преподавательского состава, но и должностей научных работников вузов.
Таким образом, возникновение трудового правоотношения преподавателя с вузом не является одномоментным актом, а носит динамично-процедурный характер с определенными стадиями.
Конкурс является необходимым условием возникновения трудовых правоотношений для профессорско-преподавательского состава вуза. Он объявляется для всех желающих принять в нем участие, если их профессиональные качества отвечают условиям конкурса. Можно утверждать, что конкурсное правоотношение возникает в силу наличия у претендента соответствующего абсолютного права. Сам конкурс проводится в соответствии с установленным порядком. Поэтому возникновение конкурсных правоотношений с участниками конкурса не вызывает каких-либо трудностей, если конкурс проводится на вакантные должности. Однако, если в результате конкурсного избрания, вместо ранее работавшего преподавателя избирается другой кандидат, возникает не одно, а сразу несколько правоотношений. Вуз, проводивший конкурс, обязан уволить прежнего преподавателя и принять вновь избранного. В свою очередь, организация (работодатель) по прежнему месту работы вновь избранного преподавателя должна уволить его в установленный срок. Анализируя усложненный фактический состав, который необходим в ряде случаев для возникновения трудовых правоотношений, А.Е Пашерстник рассматривал конкурсы как дополнительные условия, предшествующие возникновению или окончательному закреплению трудового правоотношения на основе трудового договора [31, с. 228-229].
Эти дополнительные условия для замещения ряда должностей устанавливаются сверх общих требований, предъявляемых к работникам при заключении обычного трудового договора. К числу таких условий, кроме конкурса, А.Е. Пашерстник относит наличие специального образования, специальных званий, степеней или дипломов и т. д. Иногда для занятия должности требуется наличие нескольких условий одновременно. Однако с этим трудно согласиться, так как конкурс не равноценен приведенным выше дополнительным условиям (наличие специального образования, специальных званий и т. д.) уже потому, что он поглощает большинство из этих дополнительных условий. В самом конкурсном порядке частными составными требованиями являются: специальное (высшее) образование; специальные (ученые) звания и степени, определенный стаж работы и т.д.
Но дело не только в этом. Применительно к конкурсному порядку главное решающее значение придается не тем элементам общего порядка, которые существуют при обычных условиях возникновения трудовых правоотношений, а элементам, присущим только конкурсу. Это обязательные квалификационные требования к участникам конкурса, строгое соблюдение процедуры конкурса, и, наконец, решение ученого совета вуза (факультета) об избрании одного из нескольких участников конкурса.
Требования закона об учете личности несовершеннолетнего при
назначении наказания
Как бы ни было велико для индивидуализации наказания установление характера и степени общественной опасности совершенного преступления, однако справедливое наказание может быть назначено виновному лишь после всестороннего выяснения и учетом судом обстоятельств, характеризующих его личность. Наказан ...
Права и обязанности сторон
договора розничной купли-продажи
Стороны договора розничной купли-продажи. Сторонами договора являются продавец и покупатель. На стороне продавца выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. В преамбуле Закона о защите прав потребителей дано определение продавца как организации неза ...
Реальный и консенсуальный договор
Известно, что классифицирующим признаком деления договоров на консенсуальные и реальные является момент времени, с которого соответствующий договор считается заключенным. Консенсуальными признаются договоры, которые считаются заключенными с момента, когда стороны достигли между собой соглашения по ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).