Процесс реформирования высшего образования, начавшийся со вступления в силу нового федерального закона об образовании [1], направлен на обеспечение конкурентных преимуществ отечественной экономики и на потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы, а также на повышение уровня профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования [2]. Как отметил Президент Российской Федерации, "мы повышаем зарплаты в образовании…, чтобы работа учителя, преподавателя… вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов. Но достойная оплата труда… должна обеспечиваться не только исключительно за счёт бюджетных вливаний, а благодаря реформам, которые призваны повысить эффективность расходов, а главное – качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему работа наших школ, университетов" [3]. Показательно, что ни в одном из прежних Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию до сих пор не уделялось столько внимания высшему образованию, как в Послании 2013 г.
Однако, как верно замечает А.А. Кирилловых, "высшая школа может эффективно функционировать лишь при наличии квалифицированных кадров - основного звена в цепи достижения публичных интересов" [4, c. 3]. По этой причине совершенствование нормативной основы регулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов можно рассматривать как центральное - кадровое звено реформирования всей системы высшего образования. При этом основным, разумеется, элементом совершенствования кадрового потенциала высших учебных заведений должен стать рост заработной платы преподавателей.
В то же время, как подчеркнуто Президентом России, такой рост должен произойти не сам по себе, а лишь при условии реализации комплекса мер: перехода на эффективный контракт, проведения аттестации специалистов, внедрения подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения (государственные и негосударственные), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Кроме того, в этот комплекс должны войти развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для негосударственных коммерческих организаций, оптимизация бюджетной сети за счёт сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений. Именно эти цели и должны быть положены в основу современных критериев оценки качества преподавательского состава высших учебных заведений.
Вопросами изучения конкурсного отбора кадров и заключением трудового договора с лицами, прошедшими конкурс, занимался целый ряд исследователей-юристов. В советское время их исследовали В.Н. Смирнов, А.А. Абрамова и Е.И. Войленко, В.Л. Гейхман, О.В. Смирнов, Б.Д. Лебин, Г.А. Цыпкин, Л.Ф. Петренко, И.К. Дмитриева и др. Среди российских авторов следует отметить А.В. Загороднего, Ю.В. Иванчину, А.А. Кирилловых, А.М. Прудинского. Однако все эти исследования отстоят достаточно далеко либо от действующего законодательства и поставленных перед высшим образованием современных задач (работы А.В. Загороднего, А.М. Прудинского), либо предметно далеки от исследуемого круга проблем (работы Ю.В. Иванчиной, А.А. Кирилловых). По этим причинам предлагаемая тема представляется актуальной как в практически-прикладном, так и в научно-исследовательском отношении.
Цель дипломной работы – проанализировать и обобщить порядок заключения трудового договора на должности профессорско-преподавательского состава, определить общие подходы к его исследованию.
В задачи работы входит:
- выявить особенности правового статуса претендентов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава;
- определить этапы проведения конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава как основного юридического факта, дающего право на заключение трудового договора с высшим учебным заведением на должность профессорско-преподавательского состава;
- определить связанные с непосредственным заключением трудового договора особенности трудовой функции преподавателя высшего учебного заведения (вуза);
- выявить возможные факультативные условия, целесообразные для включения в трудовой договор с преподавателем вуза.
Объектом дипломной работы избраны вопросы оснований и порядка приобретения правового статуса преподавателя вуза, замещающего должность профессорско-преподавательского состава. Предмет исследования составили правоотношения, связанные с заключением данного трудового договора с высшим учебным заведением, в т.ч. их правовое установление и практическая реализация.
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический метод и другие научные методы изучения социально-трудовых процессов.
Преступление, предусмотренное ст. 158 УК РФ, отличие от смежных преступлений
Уголовному законодательству РФ известно 6 форм хищения имущества собственника: кража, грабеж, разбой, присвоение, растрата, мошенничество. Также сходную структуру имеют следующие составы: статья 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения», статья 167 ...
Понятие и значение института апелляционного и
кассационного пересмотра в арбитражном процессе
В ст.2 АПК, введенного в действие в основной своей части с 1 сентября 2002 г., задачи правосудия в арбитражном процессе сформулированы весьма широко и обстоятельно. Это - защита нарушенных им оспариваемых прав и законных интересов всех участников предпринимательской и иной экономической деятельност ...
Формы осуществления функций
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, решает свои экономические, политические, идеолог ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).