Современному отечественному правовому сознанию, считают ученые, более близки коммунитаристские ценности, чем либеральные, что также объясняется исторически складывающимися социальными и политическими отношениями и, следовательно, образовавшимися отсюда установлениями, культурными образованиями, которые, в конечном счете, сложились как черты национального характера, менталитета народа.
Исследователи отмечают, что белорусам свойственен жесткий тип мышления, тогда как на Западе доминирует гибкий тип мышления3. Соответственно, в белорусском обществе традиционно отдается предпочтение унификации, однообразию, монизму, что приводит к "отрицанию множественности бытия и утверждению единого, одного чего-нибудь" и выражается в стремлении к однолинейному, однонаправленному, одновариантному пути общественного развития.
Несмотря на стремление качественно изменить отношение к праву, повысить уровень его адекватного восприятия, у значительной части населения существует ограниченное представление об этом социальном институте. Даже сегодня у большей части населения "закон" ассоциируется либо с декларацией, либо с наказанием, т.е. видится, прежде всего, как Конституция и Уголовный Кодекс. Практическое же знакомство с правом ограничивает тех обычно знанием отдельных положений кодексов законов о труде, о браке и семье, а также некоторых норм административного и гражданского права и пенсионного законодательства". Как верно замечает В. В. Лазарев, было бы "утопичным желание сделать каждого гражданина юристом", но без преодоления юридической безграмотности невозможно повышение качества правового сознания.
В народе настойчиво культивировалось правило: то, что исходит сверху, от властей, то и есть право. Многие воспринимали право как "отвечающую интересам властных структур преимущественно принудительную и даже карательную форму воздействия на поведение людей". Право трактовалось как средство, орудие, инструмент, способ оформления политических решений, а не как самостоятельная историческая, социальная и культурная ценность. Оно считалось "неполноценной и даже ущербной формой социальной регуляции лишь на время и в силу печальной необходимости, заимствованной у прежних эксплуататорских эпох".
Статистические данные также свидетельствуют о том, что ежедневно принимается и вступает в силу более десяти нормативных правовых актов, в то время как мировая практика показывает, что качественный законопроект требует многолетней разработки, тщательной правовой экспертизы. Поэтому наряду с "правовой инфляцией" не менее значимым средством для формирования положительного отношения к праву является качество нормативных правовых актов.
Таким образом, комплекс мер по реальному исполнению обязанности государства по защите и обеспечению прав и свобод человека, повышения уровня его социально-правовой защиты, правовой безопасности является одним из возможных способов качественного изменения правового сознания. В него могут входить меры и правового, и неправового характера.
Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров в осуществлении крупномасштабных преобразований во многих государствах, в том числе и в Республике Беларусь. Для построения правового государства, реального воплощения его принципов в жизнь общества требуется совершенствование как всей правовой сферы, так и отдельных, составляющих ее, элементов. Достижение надлежащего качественного состояния правовой сферы - один из шагов по приближению к идеалу правового государства.
Гарантия на получение информации
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1. Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Уведомление о реорганизации юридического лица: «Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письме ...
Вклад Конституционного совещания и разработка
"президентского" проекта Конституции
Прежде чем охарактеризовать вклад Конституционного совещания и "президентский" проект Конституции, необходимо вспомнить о более ранних событиях в целях уточнения некоторых деталей. Изначально работа по созданию проекта Конституции, как уже говорилось выше, была поручена Конституционной ко ...
Основные виды и сферы международного страхования
Классификация: 1)По форме организации Государственное Акционерное Взаимное 2)По форме проведения Обязательное (в силу закона) Добровольное(по договору) 3) По отрасли Личное(страхуется жизнь здоровье трудоспособность человека) Страхование жизни Страхование от несчастного случая Имущественное Страхов ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).