Становление правового государства предполагает формирование качественно нового правового сознания.
Общественным сознанием усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли права. Главное - это экономика, политика, идеология, партийные лозунги, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала, законность. Право чаще всего воспринималось как приказ "начальства", указания политических вождей, предписания сверху. И в редких случаях - как нормы, способные эффективно защитить гражданина от произвола, как институт, стоящий на страже личности, ее чести, достоинства, безопасности. Тем более, право не мыслилось в качестве силы, способной ограничить, "связать", "обуздать" саму власть; идеи правового государства раньше не признавались.
Необходимо отрешиться от неправового мышления, научиться уважать право, закон, порядок. Никакие лукавые аргументы в пользу обратного не должны вводить общество в заблуждение. На данный феномен справедливо обращают внимание современные философы, политологи, юристы.
Концепция правового государства своей основой имеет постулат о признании верховенства права и закона во всех сферах общественной жизни, необходимости ограничения деятельности государства законами, в которых максимально отражается баланс интересов различных социальных групп, незыблемость свободы личности, ее прав, т.е. установление таких отношений между личностью, обществом, государством, в основе которых лежали бы реально осознанные, справедливые, взаимоприемлемые права и обязанности, взаимная ответственность и др. Однако правовое сознание нашего общества пока не полностью готово к соответствующему восприятию таких правовых принципов и ценностей. К тому же общественное сознание не готово воспринимать не только собственно правовые ценности, но оно с трудом воспринимает любые трансформации, влекущие за собой смену ценностных ориентации.
Современное общественное сознание, в том числе и правовое, характеризуется полярностью мнений, оценок относительно ценностных ориентаций, где одновременно сочетаются разнородные и часто парадоксально противоречивые взгляды, ценности, идеи.
Выбор дальнейшего пути развития общества и государства в первую очередь зависит от той или иной избранной системы ценностей, расстановки приоритетов в этой сфере.
Закономерно, что "рождение нового политического и экономического строя требует законодательного регулирования. Выработка законодателем желаемых с политической и экономической точек зрения нормативов возможна, но лишь при условии, что эти нормативы побуждают (а не принуждают) к общественным изменениям", т.е. они положительно воспринимаются правосознанием индивида, общества.
Воспринятые и закрепляемые современным законодателем не столько в силу осознания потребности и необходимости в этом, сколько, скорее, вопреки существовавшим ранее идеологемам-принципам, "новые" положения о "естественных и неотчуждаемых правах человека", "священной и неприкосновенной частной собственности", "гражданском обществе, существующем автономно от государства (или даже как альтернатива государству)", "о безусловном примате идеи разделения властей" и другие, возникшие, как правило, не одно столетие назад, конечно, представляют собой значительную ценность и в наши дни.
С другой стороны, главной дилеммой для правового сознания белорусского общества сегодня является не то, нужно или не нужно усваивать жизненные стандарты, ценности, правовые нормы и идеи, политические, экономические, правовые институты, характерные для западных обществ, а то, какой путь, какую стратегию избрать для проведения их в жизнь, как, каким образом сочетать общепризнанные мировым сообществом ценности со столь отличными от западных белорусскими условиями. И здесь весьма важно учитывать такую составляющую, как менталитет, особенно его правовой компонент - правовой менталитет. Сознание каждого народа имеет свою "первичную структуру", которая определяет его (сознания) особенности и свидетельствует о культурно-историческом своеобразии развития каждой страны или народа. На формирование менталитета народа влияет специфика историко-экономического, правового, социального развития, геополитического положения, особенности духовного развития и др. А. Токвиль писал, что физические, географические условия страны менее значимы, чем законы, а законы занимают подчиненное место по отношению к нравам народа.
Формы непосредственного осуществления
гражданами РФ местного самоуправления
Итак, мы убедились в том, что к формам непосредственного осуществления местного самоуправления относятся выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, голосование по внутренним вопросам, например решение об отзыве депутатов или изменение границ муниципального образования, сход гражда ...
Органы дознания: понятие, виды,
компетенция
Согласно п. 8 ст. 5 УПК РФ, дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Органы дознания, согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ - это государственные органы и должностные ли ...
Правовая природа участия прокурора
Вопрос о правовой природе участия прокурора в гражданском судопроизводстве в литературе является дискуссионным При этом, участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских про ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).