Основы понятия правовой политики

Правовую политику можно определить как комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

Подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные, облекается в законодательные формы и опирается на возможность принуждения со стороны "особого аппарата". Она базируется также на международно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообществом. Сама государственность без права, вне права немыслима, ибо они генетически предполагают друг друга.

Правовая политика – это политика, основанная на праве.

Правовая политика - особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур. Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, Конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений.

Правовая политика - мощное средство преобразования общества.

Главная задача юридической политики - правовое обеспечение проводимых реформ, демократизации общественной жизни, стабильности и правопорядка в стране.

Важнейшее свойство правовой политики - ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она, во-первых, основывается на праве и связана с правом; во-вторых, осуществляется правовыми методами; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности; в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение; в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается нормативно-организационными началами.

Во всех случаях право выступает базовым и цементирующим элементом этой политики. "Специфика правовой политики по сравнению с иными видами политики состоит в том, что она всегда предполагает использование методов правового регулирования". Иными словами, не волевых, не командно-бюрократических и тем более не силовых, а правовых. Правовая политика - наиболее приемлемая, разумная, эффективная и цивилизованная форма руководства обществом в условиях построения правового государства, свободных экономических отношений.

В правовом государстве вообще призван править закон, а не олигархические группы и кланы. Или, как пишет И.Ю. Козлихин, должно быть "правление права". "Юстиция вместо Левиафана" - так считает известный немецкий правовед О. Хеффе. Стране нужна сильная, дееспособная власть. Но не менее, а может быть, более ей нужны сильные, эффективные законы, которые бы все соблюдали и которые бы связывали, "держали в границах порядка" саму власть, если вести речь о правовой государственности, гражданском обществе. В данном контексте весьма актуально звучит мысль о том, что "вся власть должна принадлежать закону". Иными словами, речь идет о "диктатуре закона".

История показывает, что право в его "писаном" и "неписаном" виде использовалось в разное время по-разному и в разных целях - в зависимости от ситуации. Когда надо было, призывали к "строжайшему соблюдению норм права и законности", когда не надо - объявляли все это "юридической формалистикой и казуистикой" или устаревшим, отставшим, не соответствующим новым условиям. Иными словами, понятием права можно манипулировать.

Содержание правовой политики обширно и богато, включает в себя множество компонентов: это и стратегия законодательства, и принципы правового регулирования, и конституционное строительство, и судебно-правовая реформа, и защита прав человека, и совершенствование избирательного права, основ федерализма, государственности, и упрочение законности, правопорядка, дисциплины и многое другое. Среди разновидностей правовой политики обычно выделяют законодательную, уголовную, исправительную, судебную, следственную, надзорную, правоохранительную и др.

Смотрите также:

Реальный и консенсуальный договор
Известно, что классифицирующим признаком деления договоров на консенсуальные и реальные является момент времени, с которого соответствующий договор считается заключенным. Консенсуальными признаются договоры, которые считаются заключенными с момента, когда стороны достигли между собой соглашения по ...

Исторический аспект развития судебно-бухгалтерской экспертизы в России и за рубежом
Вопрос о происхождении и развитии судебно-бухгалтерской экспертизы является в настоящее время весьма спорным и противоречивым. За время своего развития этот процессуальный институт прошел определенную эволюцию, которая объясняется такими причинами как усложнение хозяйственной деятельности людей, во ...

Понятие избирательного права, избирательной системы
В юридической литературе и у нас и за рубежом нет единой точки зрения о понятии «избирательная система». Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также в процессе осуществления взаим ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru