Актуальность данной темы не вызывает сомнений, потому что наследование представляет собой один из древнейших правовых институтов, который сопровождает любую общественно-экономическую формацию, поскольку каждый человек рано или поздно становится наследником, получая завещанное или перешедшее к нему по закону имущество, и наследодателем, когда при жизни распоряжается принадлежащим ему имуществом на случай своей смерти. Поэтому наследственное право было, остается и будет актуальным в любом государстве.
Практика свидетельствует, что споры о наследстве всегда были одними из наиболее трудно разрешимых даже в отношении вещей, являющихся традиционным объектом наследственного права ещё со времен Римской империи. Вопросы наследственного права и сегодня привлекают большое внимание юридической науки, а также практикующих юристов. Огромное значение института наследования в обществе обусловлено тем, что он затрагивает интересы почти каждого гражданина и интерес этот обусловлен изменениями в экономической и политической жизни общества, которые повлияли на состояние имущественных отношений.
Заинтересованность отдельной личности при наследовании проявляется в том, что «благодаря наследованию человек в праве как бы не умирает, а продолжает существовать в лице своих преемников».
По мнению В.М. Хвостова, наследование имеет политическое значение, т. к. государство, устанавливая определенный порядок наследования, имеет возможность влиять на распределение имущества между отдельными гражданами.
С 1 марта 2002 года в России вступила в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), раздел V которой посвящен правовому регулированию наследственных отношений. Существенное значение в нем уделено институту наследования по завещанию как одному из важнейших механизмов обеспечения права наследования, гарантированного гражданам частью 4 статьи 35 Конституции РФ.
В настоящее время ГК РФ по сравнению с Гражданским кодексом РСФСР (далее – ГК РСФСР) 1964 года не только урегулировал и дополнил правила о порядке наследования, но и имеет совершенно иную структуру. В отличие от ранее действовавшего законодательства порядок наследования по завещанию на первом месте и урегулирован более детально (23 статьи: ст. 1118-1140 ГК РФ), а на втором месте - наследование по закону (11 статей: ст. 1141-1151 ГКРФ).
Следует также отметить, что в настоящее время еще очень слаба аналитическая работа о наследовании в судебной и нотариальной практике, отсутствуют руководящие разъяснения высших судебных органов по вопросам наследственного права, что создает дополнительные возможности для злоупотреблений, увеличения числа судебных споров, возникающих по поводу завещаний. Кроме того, остаются нереализованными многие предоставленные наследодателям возможности в связи с недостаточной осведомленностью граждан о своих правах на завещание.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются при наследовании.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие наследование по завещанию.
Цель настоящего исследования заключается в комплексном и системном изучении теоретических и практических проблем правового регулирования правоотношений наследования по завещанию и разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
– характеристика завещания как односторонней сделки;
– определение круга субъектов наследственных правоотношений;
– раскрытие принципа свободы завещания и правовая характеристика способов его обеспечения и ограничения;
– анализ форм совершения завещания.
Теоретическую базу исследования составили труды исследователей-цивилистов прошлого и современности. В числе авторов дореволюционного времени, прежде всего, следует назвать К. Победоносцева, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Мейера, которые описывали многочисленные аспекты наследственного права. Существенный вклад в развитие отечественного наследственного права внес советский юрист В.И. Серебровский. Труды этого автора не утратили своей актуальности по сию пору. Помимо этого в советское время институт наследования по завещанию описывали М.В. Гордон, П.С. Никитюк, П.Е. Орловский, Э.П. Эйдинова, К.Б. Ярошенко, Т.Д. Чепига, Р.О. Халфина, М.Ю. Барщевский и другие. Но дело в том, что с тех пор, как в свет вышли труды всех перечисленных выше авторов, прошел уже не один десяток лет, в связи, с чем многие их положения в известной мере устарели. Те же выводы ученых, которые представляют интерес и сегодня, нуждаются в привязке к действующему законодательству о наследовании.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и иные законодательные акты, ведомственные нормативные акты, регулирующие наследственные отношения.
Понятие гарантии прав и свобод
Под гарантией понимается правовые средства, которые обеспечивают реализацию тех или иных прав. Каждое право при реализации имеет гарантии, то есть гарант, он берёт на себя ответственность по обеспечению реализации права, в данный момент гарантом всех прав и свобод является государство именно, оно о ...
Отличия понятий «контроль» и «надзор»
Рассмотрим различие понятий «контроль» и «надзор», а также их соотношение. С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения её в состояние. Этим контроль, в частности отличается от надзора, где надзирающий только констатирует от ...
Обобщение и интерпретация статистической информации
Результаты статистических сводок и группировок могут быть представлены в виде статистических рядов – упорядоченных совокупностей значений показателей (статистического признака). По своему содержанию статистические ряды подразделяются на ряды динамики и ряды распределения. Рядом динамики называют си ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).