Право и закон » Государственный контроль » Примеры нормативно-правовых актов и комментарии

Примеры нормативно-правовых актов и комментарии

Страница 1

В следующей части данной работы будут рассмотрены применение терминов «контроль» и «надзор» в нормативно-правовых документах, их отличия. Автор провёл поиск нормативно-правовых документов Украины, в которых используются вышеуказанные термины.

Следует сказать, что в Конституции Украины (редакция от 01.01.2006) слово «контроль» упоминается всего 10 раз, а «нагляд» – 4 раза. Почти все упоминания термина «контроль» относятся к регулированию финансовой сферы, контролю расхода бюджетных средств государства. Так, например, статья 85 определяет контроль исполнения Государственного бюджета Украины как одну из функций Верховной Рады. А статья 98 Конституции Украины определяет, что «Контроль от имени Верховной Рады Украины над поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием осуществляет Счетная палата». Статья 100 также относится к финансовому регулированию, но в этот раз субъектом этого регулирования выступает Совет Национального банка Украины, который «разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль над их проведением». Кроме финансовой сферы термин «контроль» упоминается в статье 101, которая определяет, что «Парламентский контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека». Что же касается термина «нагляд», то есть надзора, то, преимущественно, этот термин употребляется в связи с деятельностью прокуратуры. В статье 121, указывается, что для прокуратуры определяются следующие функции:

а) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие (то есть надзор над действиями милиции, Службы Безопасности);

б) надзор над соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах;

в) надзор над соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Фактически, этим и определяются в Украине основы функции «прокурорского надзора».

Для поиска нормативных документов автором данной работы была использована база данных информационной системы Верховной Рады Украины «Загальне законодавство». Был задействован поиск ключевых слов в названиях нормативно-правовых актов. Следует сказать, что термины «контроль» и «надзор» встречаются в отечественных нормативно-правовых документах достаточно часто. Среди всех внесенных в базу данных (больше 98 тысяч) число найденных документов со словом «контроль» превысило границу конкретного поиска (больше 1000), а поиск в названиях термина надзор дал 600 документов, что составляет около 0,61%, среди имеющихся в базе нормативно-правовых актов. В дальнейшем область поиска была сужена. Был осуществлён контекстный поиск законов со словом «контроль» в названии. На 27 января 2007 г. в базе данных украинского законодательства было всего 22 закона, непосредственно содержащих слово «контроль» в названии закона. Среди них содержатся различные нормативные акты, регулирующие разносторонние сферы контроля, в частности: «О государственном контроле над использованием и охраной земель», «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства», «О государственном контроле над международными передачами товаров военного назначения и двойного использования», «Об антидопинговом контроле в спорте», «Об осуществлении контроля над уплатой сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и сбора на обязательное социальное страхование».

Рассмотрим, например, Закон «О государственном контроле над использованием и охраной земель». Этот закон определяет правовые, экономические и социальные основы организации осуществления государственного контроля над использованием и охраной земель. Он направлен на обеспечение рационального использования и воссоздания природных ресурсов и охрану окружающей среды. В этом законе конкретно указан объект государственного контроля (статья 4): «Объектом государственного контроля над использованием и охраной земель являются все земли в пределах территории Украины». Далее статья этого закона указывает субъекты контроля – специальные уполномоченные органы исполнительной власти. Статья 9 конкретизирует субъекты контроля в зависимости от конкретной стороны объекта, который рассматривается. Это – Государственная инспекция по контролю над использованием и охраной земель, Государственная экологическая инспекция и Государственная служба охраны плодородности грунтов. В данном законе также используется термин «мониторинг» в отношении конкретного объекта, которым являются грунты украинских земель. То есть, прямо на состояние объекта контроля (плодородность грунтов) субъект контроля (специальные органы исполнительной власти) не влияет, присутствует пассивная форма контроля, применяются методы наблюдения и анализа. В рассматриваемом законе также раскрыты способы практической реализации государственного контроля (статья 9): проведение проверок, рассмотрение обращений физических и юридических лиц, участие в работе комиссий при принятии в эксплуатацию мелиоративных систем и рекультивированных земель, рассмотрение документации по землеустройству. Таким образом, можно сделать вывод, что в рассмотренном нормативно-правовом акте, определяющем функцию государственного контроля в сфере использования и охраны земель, конкретно выделены составляющие контроля: его субъекты, объект и способы реализации контроля.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Предпосылки создания Советского управленческого аппарата
Установление Советского государства в результате победы большевиков в вооруженных столкновениях 1917 года не было неожиданностью. Победе Советов способствовали многие факторы: начиная от разочарования народа в текущей власти, а вследствие этого, и потери власти своей легитимности, и заканчивая отсу ...

Проблемы становления гражданского общества в России
Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первона ...

Государственные преступления
Что касается политических преступлений, то в судебниках отмечаются только два вида: крамола (верховная измена, хотя крамольниками называются иногда и ябедники, см. указ от 9 октября 1582 года) и земская измена (в форме сдачи города неприятелю: Судебник 1497 г., статья 9; Судебник 1550 г. статья 61) ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru