Согласно ч. 4 ст. 54 44-ФЗ если победитель конкурса уклоняется от заключения государственного контракта, то заказчик получает право обратиться в суд с иском о возмещении убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. Следует отметить, что в ранее действующем 94-ФЗ в аналогичной норме применялся союз «либо», то есть законодатель предоставлял право заказчику выбрать только один из указанных способов привлечения к ответственности участника конкурса.
В новом ж законе, исходя из приведенных выше положений, для заключения контракта с другим участником конкурса, заказчик, по сути, должен в обязательном порядке обратиться в суд с указанными требованиями. Причем такая проблема может возникнуть у заказчика и при проведении электронного аукциона, при запросах котировок и предложений, а так ж при проведении закрытого аукциона. На наш взгляд, следует вернуть норму, присутствовавшую в 94-ФЗ, то есть в рассматриваемой норме заменить союз «и» на «или».
Следующей проблемой является то, что при отказе победителя конкурса от заключения контракта заказчик имеет право заключить его со вторым участником конкурса, при этом получив его согласие. Нужно отметить, что закон не содержит указаний о том, в какие сроки и в какой форме участником должно быть дано такое согласие. Отсутствие регулирования данных аспектов дает повод для совершения недобросовестных действий, как заказчиками, так и исполнителями.
В статье 57 ФЗ «О контрактной системе» установлены особенности проведения двухэтапного конкурса. Согласно данной норме участниками закупок подаются заявки на участие в первом этапе, а после этого на участие во втором этапе. При этом нет указаний законодательства, касающихся состава данных заявок. Это может приводить к тому, что заказчик будет по-разному трактовать состав этих заявок. Таким образом, выявлена необходимость конкретизации положений о составе первоначальной и окончательной заявки на участие в конкурсе.
Согласно части 5 статьи 77 ФЗ «О контрактной системе» те заявки, которые поданы после окончания установленного срока, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не подлежат рассмотрению и возвращаются подавшим их лицам в тот же день. При этом согласно части 3 указанной статьи в конверте с заявкой должны обязательно содержаться данные о лице, которое подало данную заявку.
При этом неясным остается вопрос о том, как будет возвращаться заявка, если в ней все таки отсутствует информация об участнике. Для решения указанной проблемы предлагаем внести изменения в часть 5 статьи 77 ФЗ «О контрактной системе», согласно которым заказчик бы получил право вскрывать такие заявки, если на конверте с котировочной ценной отсутствуют данные о подавшем его лице.
При запросе котировок срок подачи заявки и сроки рассмотрения и оценки заявок определены кК различные дни. Об этом говорится в части 1 ст. 78 ФЗ «О контрактной системе». В части 3 указанной нормы перед вскрытием конвертов с заявками либо перед открытием доступа к заявкам, которые поданы в форме электронных документов, котировочной комиссией должны быть объявлены присутствующим участникам котировок возможности подачи заявок на участие в котировках. Как можно увидеть, данное объявление делается уже после окончания установленного срока на подачу заявок. Таким образом, поданные после объявления заявки на участие в котировках, по сути, являются опоздавшими и подлежат возврату подавшему их участнику в соответствии с рассмотренной выше нормой.
Такая формулировка законодательной нормы может вводить в заблуждение участников закупок и приводить к тому, что их заявки, которые поданы в процессе вскрытия конвертов с котировками, будут отклоняться. По нашему мнению, для решения обозначенной проблемы, необходимо исключить часть 3 статьи 78 ФЗ «О контрактной системе».
Согласно части 1 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» заказчик в извещении об осуществлении закупок, документации, в проекте контракта и в приглашении на участие в процессе определения поставщика закрытым способом должен устанавливать требование об обеспечении выполнения обязательств заключаемого контракта, кроме установленных часть 2 названной нормы случаев. Проще говоря, при наличии у заказчика данных требований, он обязан отразить их во всех документах, касающихся закупки.
Согласно части второй стать 96 44-ФЗ при осуществлении закупки у динственно7го поставщика в предусмотренных законом случаях, заказчик может установить требование об обеспечении выполнения обязательств контракта только в извещении о закупке и (или) в проекте контракта на ее реализацию. При этом в извещениях о запросе котировок или предложений не предполагается наличия указаний о размере обеспечения исполнения обязательств по контракту, о порядке предоставления обеспечения, а так же требованиях к такому обеспечению.
Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов
Совершенствование налоговых правоотношений невозможно без анализа их содержания, которое формируется в результате действия юридических норм, волеизъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Содержанием налогового правоотношения выступают права и обязанн ...
Дееспособность граждан и случаи ее ограничения
Под гражданской дееспособностью физического лица (гражданина) понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность в своём понятии предполагает осознанную и правильную оценку человеком со ...
Дочернее общество
Дочернее общество – юридическое самостоятельное предприятие, контрольный пакет акций или уставной капитал которого принадлежит другому (материнскому) обществу. Дочернее общество часто выступает в роли филиала материнского предприятия. Учредитель дочернего общества утверждает его устав и сохраняет п ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).