1. Ответчик может обратиться в суд с заявлением об отмене заочного решения. В ст. 238 ГПК РФ изложены требования, предъявляемые к содержанию и форме заявления об отмене заочного решения, адресуемого вынесшему его суду. Это заявление должно содержать определенные реквизиты.
Заявление составляется в письменной форме. Вначале называется суд, принявший решение, затем - наименование лица, подающего заявление (полностью имя, отчество, фамилия), его точный почтовый адрес. Эти сведения необходимы для разрешения вопросов о том, обладает ли лицо, обратившееся в суд, правом оспаривать заочное решение, и может ли этот суд рассматривать заявление. Такое право есть лишь у отсутствовавшего на судебном заседании ответчика, и компетентным является только суд, рассмотревший спор в порядке заочного производства.
2. При составлении заявления следует обратить особое внимание на подтверждение уважительности причин неявки в судебное заседание с представлением соответствующих доказательств и указанием причин неизвещения суда о невозможности явки.
Обязательно в заявлении ответчик должен указать обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения. Следовательно, речь может идти не только о доказательствах, но и о неправильном определении истцом предмета доказывания, фактов, от установления которых зависит разрешение дела по существу.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 238 ГПК в заявлении указывается просьба лица, подающего заявление об отмене. Эта просьба должна формулироваться применительно к объему полномочий суда, пересматривающего заочное решение. С учетом ст. 241 ГПК заявление может содержать только просьбу об отмене заочного решения с возобновлением рассмотрения дела по существу.
3. Заявление об отмене заочного решения должно содержать перечень прилагаемых к нему материалов. Но должны быть представлены и сами эти материалы. Таким образом, все лица, участвующие в деле, получают полную информацию о позиции ответчика, поскольку каждому из них посылаются копии не только самого заявления, но и всех дополнительных документов (ст. 239).
Обязательный реквизит заявления - подпись стороны либо ее представителя, у которого должны быть соответствующие полномочия.
Заявление о пересмотре заочного решения не подлежит оплате государственной пошлиной (подп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ). Это сокращает расходы стороны по пересмотру такого акта правосудия и поощряет их прибегать к более простой форме по сравнению с кассацией или апелляцией.
4. Несоблюдение ответчиком установленных требований, предъявляемых к заявлению об отмене заочного решения, может повлечь оставление его без движения с назначением срока для устранения недостатков. При невыполнении ответчиком в установленный срок соответствующих указаний судьи заявление возвращается ответчику. Непосредственно нормы гл. 22 ГПК подобного рода действий не предусматривают. Однако сходные ситуации применительно к апелляционному и кассационному производству регулируют ст. ст. 323, 324, 341, 342 ГПК, допускающие возможность оставления апелляционной и кассационной жалобы без движения и их возвращение для совершенствования. Правила этих норм в соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК по аналогии подлежат применению и в заочном производстве. Разумеется, необоснованная подача заявления на отмену заочного решения, с заведомо не существующими обстоятельствами может расцениваться как явное затягивание сроков и противодействие правосудию. Например, суд правомерно рассмотрел дело в отсутствие ответчика, признав причины неявки неуважительными, направленными на умышленное затягивание производства по делу.
Суд надзорной инстанции, отменяя заочное решение суда первой инстанции, пришел к выводу, что суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика (футбольного клуба) неправомерно, поскольку в адрес суда от него поступило сообщение об отложении разбирательства дела из-за нахождения юрисконсульта и руководства футбольного клуба на выездной игре и невозможности их явки в судебное заседание.
Законодательная инициатива Правительства Российской
Федерации
1 февраля 2000 г. Правительство своим Постановлением N 93 образовало Комиссию по законопроектной деятельности для обеспечения взаимодействия с палатами Федерального Собрания и совершенствования законопроектной деятельности Правительства. Основные задачи данной Комиссии: а) повышение качества законо ...
Основные проблемы, характерные для муниципального образования в сфере
физической культуры и спорта
В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются, в среднем, всего 15% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%. Если говорить о проблемах крупномасштабных, то здесь серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта - о ...
Доступ к информации и открытость государства
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений: введение законодательной нормы об обязательной публикации всех нормативных актов всех органов государственного управления различного уровня на веб-сайтах, в средства массовой информац ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).