Субъективное право - это представляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом.
Право, принадлежащее субъекту, называется субъектным правом потому, что только от воли субъекта зависит, как им распорядиться. Это возможность не произвольная, а правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения. Субъективное право есть средство для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная цель.
Субъективное право проявляется в трех разновидностях:
Возможность положительного поведения обладателя субъективного права (управомоченного) в целях удовлетворения своих интересов.
Субъективное право выражается в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов.
Субъективное право включает в себя возможность управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав.
Юридическая обязанность - это мера необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратиться в фикцию.
Структура юридической обязанности, которая является обратной стороной субъективного права, включает необходимость:
1) совершать определенные действия или воздерживаться от них;
2) вести юридическую ответственность за неисполнением этих требований;
3) отреагировать на законные требования управомоченного;
4) не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.
Различия между субъективным правом и юридической обязанностью в следующем:
1) если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность - «чужие» интересы (управомоченного лица);
2) если субъективное право-мера возможного поведения, то юридическая обязанность-мера необходимого поведения.
В первом случае реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица, во втором случае - от ее реализации отказаться нельзя.
Объект правоотношений - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.
Люди постоянно участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих личных интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ.
Выделяются два подхода к пониманию данной категории:
1) Согласно первому объектом правоотношений могут выступать только действия субъектов, поступки людей;
2) Согласно второму объекты весьма разнообразны и могут быть:
а) материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.);
б) нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство и честь).
3) продуктами духовного творчества;
4) результатами действий участников правоотношений;
5) ценными бумагами и документами.
В заключение этого вопроса и в целом рассматриваемой главы можно сделать вывод, что субъекты правоотношений - это участники, наделенные юридическими правами и обязанностями. Круг участников правоотношений многообразен и зависит от сферы общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию, и, в конечном счете, от воли государства. Чтобы стать реальным участником правоотношений, правоспособный субъект должен быть дееспособным. У юридических лиц, органов государства и общественных организаций правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования, так что они обладают единой праводееспособностью. Правоспособность и дееспоспособность тесно взаимосвязаны между собой. В тех ситуациях, когда они органически сливаются воедино, неразделимы во времени, можно говорит о правосубъектности.
Правительство Ярославской области, Департаменты и иные органы
исполнительной власти Ярославской области
Высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ярославской области является Правительство Ярославской области, которое формируется Губернатором области в соответствии с настоящим Уставом и законом Ярославской области. Как и во всех субъектах Российской Федерации Правител ...
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
В процессе этого рассмотрения уже не допускаются ни внесение поправок, ни возвращение к обсуждению законопроекта как в целом, так и его отдельных разделов, глав, статей. Поэтому непринятие законопроекта в третьем чтении ведет к прекращению рассмотрения. Но в исключительных случаях и лишь по требова ...
Перечислите основные показатели, используемые тендерным
комитетом для оценки оферт
Для оценки оферт тендерный комитет может использовать следующие показатели: 1. Показатели, используемые при оценке технической части оферты: - показатели качества продукции и услуг; - показатели, характеризующие временные параметры выполнения обязательств; - показатели, характеризующие организацию ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).