Для того чтобы достаточно глубоко раскрыть содержание правовых отношений, их социально-правовую направленность, необходимо уяснить, что собой представляют предпосылки правовых отношений.
Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Под предпосылками обычно понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.
Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений:
материальные или социальные (общие);
юридические (специальные).
Социальные предпосылки рассматривают как условия возникновения и существования любых отношений. К ним относится, во-первых, вся совокупность экономических, политических, идеологических, социальных, духовных и других факторов, которые воздействуют на определенные общественные отношения и обуславливают необходимость их правового регулирования.
Во-вторых, социальные предпосылки включают две (или более) стороны, которые взаимодействуют между собой.
В-третьих, наличие объекта, по поводу которого субъекты и вступают в действительную юридическую связь.
Это могут быть материальные и духовные блага или поведение лица, по поводу которых возникает правоотношение (средства производства, промышленные и продовольственные товары, различного рода услуги, результаты творческого, интеллектуального труда и т.п.)
И, наконец, социальные предпосылки включают жизненные интересы и потребности людей, которые осознаются ими и побуждают вступать в определенные правовые отношения для того, чтобы удовлетворить эти потребности. Поэтому возникновение правовых отношений, так же как моральных, политических и других социальных отношений, зависят от осознания каждым человеком своих насущных интересов и потребностей, нравственной зрелости, его инициативы и уровня активности.
Правовые отношения, тем не менее, не могут возникнуть лишь на основе общих предпосылок. Необходимы еще и юридические (специальные) предпосылки.
Юридические предпосылки - это совокупность условий, необходимых для возникновения правовых отношений. Они включают норму права, правосубъектность, праводееспособность, юридический факт, юридическое состояние и квази-факты.
Нормы права - это зафиксированное в официальном акте государства общеобязательное правило поведения, наделяющее субъектов правоотношения взаимными правами и обязанностями.
Правосубъективность (праводееспособность) - это способность быть субъектом права, т.е. закрепленная в законе абстрактная возможность лица иметь права и нести обязанности, а также способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности.
Юридические факты - это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Юридические состояния или квази-факты - это обстоятельства, существующие длительное время и непрерывно или периодические порождающая юридические последствия, а также жизненные ситуации, имеющие вероятностный характер и рассматривающие право в качестве основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Таким образом, в заключение рассматриваемого вопроса нужно отметить, что правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Под предпосылками понимают условия (факторы), порождающие правовые отношения.
Пресс-службы судебной власти
Как было отмечено выше, в основу системы государственного управления Российской Федерации положены два ключевых принципа: • разделение властей на так называемые "ветви власти" (законодательную, исполнительную, судебную); • разделение системы государственного управления на уровни управлени ...
Нормативная денежная оценка отдельного земельного участка
Нормативная денежная оценка отдельного земельного участка (территории сельскохозяйственных угодий, которые находятся в собственности или пользовании юридических и физических лиц, в том числе земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и в ...
Государственное регулирование рыночной экономики
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).