Право и закон » Конституция Российской Федерации » Структура Конституции Российской Федерации

Структура Конституции Российской Федерации

Страница 1

Структура Конституции представляет собой подразделение ее текста на отдельные элементы, обусловленное содержанием и значением конституционных норм (см. Приложение 1). Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, 9 глав, входящих в раздел первый, а также второго раздела, содержащего заключительные и переходные положения.

Каждая из глав Конституции посвящена отдельным институтам конституционного права:

- основам конституционного строя;

- федеративному устройству;

- Президенту Российской Федерации;

- Федеральному Собранию;

- Правительству Российской Федерации;

- судебной власти;

- местному самоуправлению;

- конституционным поправкам и пересмотру Конституции.

В отличие от ранее действовавшей Конституции (Основного закона) РСФСР, в которой содержалась весьма развернутая преамбула (то есть введение), преамбула Конституции Российской Федерации отличается достаточной краткостью. В ней определяется, что субъектом принятия Конституции является народ Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации . принимаем Конституцию Российской Федерации». Аналогичная формула имеется и в ранее принятых конституциях других государств, в частности в Конституции США. Ее значение состоит в утверждении идеи народного суверенитета, означающей признание народа в качестве единственного источника государственной власти.

В преамбуле также излагаются мотивация и цели принятия Конституции. К этим целям относятся:

- утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;

- сохранение исторически сложившегося государственного единства России;

- возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы;

- обеспечение благополучия и процветания России. Хотя положения преамбулы не являются правовыми нормами, их значение нельзя недооценивать. Помимо того, что они задают общую направленность всего текста Конституции, данные положения используются при толковании норм Конституци.

Сама последовательность расположения глав в Конституции, их состав не являются случайными. То обстоятельство, что непосредственно за изложением основ конституционного строя следует глава о правах и свободах человека и гражданина, выражает приоритетное значение, которое придается в Конституции утверждению прав и свобод человека. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Глава 3 «Федеративное устройство» расположена до изложения вопросов статуса и организации деятельности федеральных органов государственной власти. Это связано с тем, что вопросы территории Российской Федерации, состава Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечения государственного единства являются более общими по отношению к вопросам структурирования федеральной власти. Условно говоря, федеративное устройство пространственно задает систему координат для деятельности федеральных и региональных органов государственной власти.

Особенностью Конституции Российской Федерации является отсутствие в ней специальной главы, посвященной организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.

В самой общей форме эти вопросы решаются в ст. 77 Конституции РФ, помещенной в главу «Федеративное устройство». В данной статье содержится отсылочная норма, предусматривающая, что общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Эту лаконичность Конституции РФ в определении системы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации можно объяснить отсутствием в «президентском лагере» определенности по данному вопросу на момент принятия Конституции. В дальнейшем недостаток четких конституционных ориентиров в части организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации неоднократно вызывал существенные проблемы: до принятия в 1999 г. названного в Конституции РФ Федерального закона его отсутствие восполнялось правовыми позициями Конституционного Суда, который рассматривал отдельные положения конституций, уставов ряда субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации. Уже после того как Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был принят, в зависимости от политической обстановки в него неоднократно вносились изменения, причем весьма существенные, что оказывало дестабилизирующее воздействие на систему власти в субъектах Российской Федерации, превращая ее в объект перманентного реформирования. Отмеченные проблемы могли бы решаться более эффективно, если бы Конституция РФ давала более четкие ориентиры для федерального законодателя.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Понятие и признаки соучастия
Перед тем как перейти к рассмотрению непосредственно видов соучастников необходимо выяснить – что же такое соучастие в преступлении в целом, и что законодатель подразумевает под этим понятием. «Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышле ...

Интеллектуальная собственность как объект охраны по российскому законодательству
В Российской Федерации существуют четыре самостоятельных института, образующих систему правовой охраны интеллектуальной собственности: авторское право; патентное право; законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг); законод ...

Понятие договора строительного подряда и его особенности
ГК 1964г. признавал подряд и подряд на капитальное строительство самостоятельными договорами. Такое мнение высказывалось и в литературе: «… подрядный договор по строительству в социалистическом праве – это не разновидность договора подряда, а особенный договор или самостоятельный тип договора в сис ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru