Право и закон » Специализированные прокуратуры в Республике Беларусь » Понятие и развитие системы органов прокуратуры

Понятие и развитие системы органов прокуратуры

Страница 2

Значительных усилий требовало решение вопросов, связанных с восстановлением государственного и колхозного имущества, с защитой имущественных прав граждан, пострадавших в период оккупации. Массовое возвращение в Белоруссию гражданского населения и демобилизованных воинов сделало чрезвычайно острым разрешение жалоб и заявлений по жилищным вопросам. Особое внимание обращалось на соблюдение льгот демобилизованным воинам Советской Армии, партизанам, подпольщикам и их семьям. Прокуратура в сравнительно короткие сроки после освобождения республики от фашистских оккупантов в полном объеме возобновила свою деятельность. В Положении о прокурорском надзоре в СССР, утвержденном Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955г., нормы прокурорского надзора были в значительной мере кодифицированы и получили свое развитие. Положение не только определяло общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором, не только регулировало деятельность прокуратуры по обеспечению законности во всех сферах государственной и общественной жизни, но и регламентировало формы и методы работы по общему надзору и другим отраслям прокурорского надзора. Положение определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора. Исключительно важное значение имеет закрепление в Положении принципа подзаконности самого прокурорского надзора.

Принятые в 1958–1962 годах Основы уголовного судопроизводства и Основы гражданского судопроизводства, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы союзных республик наделили прокурора рядом дополнительных по сравнению с Положением о прокурорском надзоре в СССР полномочий для осуществления надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском судопроизводстве. Вместе с тем ст.20 Основ уголовного судопроизводства и ст.14 Основ гражданского судопроизводства возложили на него обязанность во всех стадиях судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

11 июля 1969 года Верховный Совет СССР принял Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. В этом союзном законе прокурорскому надзору посвящен ряд норм, содержание которых свидетельствует о возросшем значении прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказания к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы. Основы исправительно-трудового законодательства значительно расширили правовые средства прокурорского надзора. Постановления и предложения прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания, установленных исправительно-трудовым законодательством Союза ССР и союзных республик, обязательны для администрации исправительно-трудовых учреждений и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке и исправительным работам. В ст.10 Основ четко сформулировано положение, что высший надзор от имени государства осуществляет любой прокурор, и каждый прокурор обязан своевременно принимать меры к предупреждению и устранению всяких Нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, и привлекать виновных к ответственности.

Статья 104 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятых Верховным Советом СССР 15 июля 1970 года, предусматривала, что контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы, Советы депутатов трудящихся и ряд других органов. Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями и их должностными лицами возлагался на Генерального Прокурора СССР. За годы, прошедшие после принятия Положения о прокурорском надзоре, в общественном развитии и соответственно в законодательстве страны произошли существенные изменения, напрямую связанные с распадом СССР и образованием независимой суверенной Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь определяет, что прокуратура Республики Беларусь составляет единую и централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Закон о прокуратуре, детализируя это понятие, определяет основные принципы организации и деятельности прокуратуры. Согласно ст. 1 и 5 Закона органы прокуратуры Республики Беларусь:

составляют единую и централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами;

действуют на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Подготовка к предъявлению для опознания
Для решения вопроса о целесообразности проведения предъявления для опознания необходимо провести допрос лица об обстоятельствах, при которых оно наблюдало объект, предъявляемый для опознания. Отметим, что Верховный Суд РФ рассматривает упущение следователя, предварительно не допросившего лицо обо в ...

Принимаем материальные ценности
Принять материальные ценности без доверенности имеет право только руководитель юридического лица (то есть предприятия) либо сам индивидуальный предприниматель. Полномочия руководителя подтверждаются удостоверением руководителя, а личность индивидуального предпринимателя - документами, удостоверяющи ...

Аттестация государственных служащих и присвоение квалификационных разрядов
Аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Она должна проводиться не ча ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru