В течение многих лет в нашей науке речь велась исключительно о негативной (ретроспективной) ответственности, т.е. об ответственности за уже совершенное деяние.
Одним из первых идею позитивной юридической ответственности частично обосновал П.Е. Недбайло. Он писал о том, что социальный смысл такой ответственности состоит в деятельности, соответствующей объективным требованиям данной ситуации и объективно обусловленным идеалам времени, а в содержание позитивной ответственности входит самостоятельная и инициативная деятельность в рамках правовых норм и тех идеалов, для достижения которых нормы изданы
В широком философском понимании такая ответственность означает определенное взаимоотношение между личностью, коллективом и обществом, характеризующееся сознательным и добровольным осуществлением субъектами предъявляемых друг другу требований, стремлением в наибольшем объеме выполнить свои обязанности перед другой стороной. В данном аспекте ответственность выступает как положительное, позитивное социальное качество.
В этой связи интересно мнение П.Е. Недбайло. Оба вида юридической ответственности (позитивная и ретроспективная) заложены в норме права. Причем сердцевиной правовой нормы является ее диспозиция, а не санкция. Поэтому, прежде всего, надо говорить об ответственности за выполнение распоряжения нормы, то есть об ответственности за совершение положительных действий.
Развитие общества, а в современных условиях - задачи формирования правового государства, все чаще заставляют ученых склоняться к пониманию ответственности в двуедином плане. Позитивная ответственность в этом случае направлена на сокращение правонарушений, укрепление законности и правопорядка, усиление охраны прав и законных интересов личности, а негативная ответственность связана с реализацией мер государственного принуждения. При этом оба аспекта юридической ответственности диалектически взаимосвязаны: чем выше уровень позитивной ответственности, тем ниже уровень негативной.
"Признание ответственности субъектов права в правомерном поведении и введение в научный оборот категории позитивной юридической ответственности, - пишет Н.В. Витрук, - обогащает теорию юридической ответственности. Юридическая ответственность имеет целью не только справедливое возмездие за неправомерное поведение (правонарушение), но и профилактическое воздействие на поведение субъектов права, как в настоящее, так и в будущее. Главное в правовом регулировании - это достижение правомерного поведения".
Нормы административного права действуют в двух направлениях. В конкретных правоотношениях они обеспечивают реализацию санкций в отношении лиц, совершивших правонарушение. Здесь осуществляется ретроспективная ответственность. Но ведь главная цель этих норм заключается в недопущении, в предупреждении правонарушений, и в этом случае реализуется в общих правоотношениях диспозиция этих норм: каждый обязан соблюдать административно-правовые запреты, а все остальные субъекты и, прежде всего государство, имеют встречное право требовать такого поведения, не допускать действий, нарушающих указанные запреты.
Таким образом, административная ответственность как социальное явление объединяет оба вышеперечисленных вида ответственности.
Более пяти лет действует новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ или Кодекс). Его принятие предопределило дальнейшее развитие категории дел, связанных с привлечением к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.
До принятия нового КоАП РФ вопросы ответственности регулировались, в частности, ст.14 Закона РФ от 09.10.1992 "О валютном регулировании и валютном контроле", нормы которой в числе прочих мер ответственности предусматривали такую меру ответственности, как взыскание в доход государства всего полученного по недействительной сделке или в результате незаконных действий.
В КоАП РФ ответственности за нарушение валютного законодательства посвящена ст.15.25 КоАП РФ, объединяющая несколько составов.
Необходимо отметить, что основанием административной ответственности за нарушение валютного законодательства является административное правонарушение (проступок). Как установлено частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопросы, связанные с содержанием понятия валютного правонарушения и определением природы юридической ответственности за его совершение в научной литературе, вызывают многочисленные споры. При этом позиции многих юристов в основном расходятся в вопросе отнесения валютного правонарушения к разновидностям административного или финансового правонарушения. Например, Н. Сапожников считает, что валютные правонарушения представляют собой разновидность административных правонарушений, т.е. предусмотренных нормами права посягательств на установленный порядок государственного управления. А. Мусаткина, в свою очередь, отмечает, что нарушения валютного законодательства представляют собой разновидность финансового правонарушения.
Федеральное Собрание Российской
Федерации
Федеральное Собрание — парламент России — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации полномочия Федерального Собрания закреплены в главе 5 (ст. 94–109). Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная ду ...
Правовое регулирование
применения телекоммуникационных средств связи при совершении электронной сделки
Для начала следует определиться, что же понимается под телекоммуникационными средствами связи. Под телекоммуникационным средством связи понимается информационно-телекоммуникационная сеть. В ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дано определение информационно-телек ...
Особенности объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ
Объективную сторону состава преступления можно определить как совокупность указанных в законе признаков, характеризующих внешний акт конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным законом объект. Тарханов И.А. определяет объективную сторону преступления как «процесс обществ ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).