Чтобы выяснить природу государственно-правовых институтов необходимо разобраться в понятии общества как первоосновы, где только и могут функционировать государство и право. При первом приближении к понятию общества нельзя не сказать, что оно представляет собой определенную исторически сложившуюся форму общности людей.
Л.И. Спиридонов в учебнике «Теория государства и права» пытается уйти от такого определения и пишет: «Освобождаясь от обыденных представлений, общество следует определить не как множество людей, а как совокупность общественных отношений». Однако представление общества только как совокупности общественных отношений вряд ли является правильным. Да, действительно, общество - это не просто множество людей, оно включает, естественно, и общественные отношения. Но оно и не есть то, что можно было бы представить без множества людей.
Общество, по нашему мнению, - это все же множество людей, соединенных между собой определенными отношениями (связями), основанными на интересе. Если мы речь ведем о необходимости модернизации сложившихся на сегодня в России общественных отношений, то должны обращать больше внимания на обеспеченность и защиту прав и свобод человека. До сего времени в российском обществе приоритетностью пользуются общественные, коллективистские интересы и ценности. Положение ст. 2 Конституции Российской Федерации о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», по существу, не работает. Между тем право является основой не столько общинного, а, сколько индивидуализированного общества. Поэтому задача модернизации общественной жизни россиян как раз и сводится к тому, чтобы найти технологии оптимального совмещения общественных и индивидуальных интересов, возможно, особо не выпячивая ни одно из них.
В связи с этим более приемлемое понятие общества, в котором общество рассматривается как «продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями».
Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении и т. д.
Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений. Политическое устройство общества, по логике вещей, отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.
В историческом аспекте обществом нельзя было назвать, пожалуй, лишь орду, которая в обиходном смысле означает многочисленное и неорганизованное сборище людей. Да и то у тюркских и древнерусских народов ордой называли военно-административную организацию, которую вряд ли можно было называть обществом. Для теории государства и права понятие общества имеет значение не столько как догосударственное явление, а как явление, взаимодействующее с государством. Род, племя, фратрия, курия - это уже определенная форма догосударственной общности людей. С возникновением государства общество превращается в более организованное (в государствоорганизованное) общество. Теория государства и права как наука имеет дело главным образом с государствообразующим обществом.
В своем историческом пути общество и государство встретились и слились в органическое единство после того периода жизни человечества, который в науке получил название «первобытный общественный строй». «Первобытный период» или «первобытный общественный строй» - это особый, как обычно называют его, догосударственный период, который, строго говоря, не очень-то волнует науку «Теория государства и права». Это и понятно: теория государства и права имеет дело с государством и правом, а в догосударственный период не было реального объекта этой науки, то есть государства.
С появлением государства и права, зарождающееся от первобытного состояния общество приобретает качественно новый и одновременно сложный характер. Это общество начинает, особенно во внешних отношениях, то есть в общениях с себя подобными обществами, позиционироваться как государство со своими внутренними порядками. Общество и государство в этот период как бы сращиваются.
В то же время при внимательном подходе общество отличается от государства и анализ этого отличия приводит к квалификации общества в качестве первоосновы государства. К этому выводу нельзя не прийти, если иметь в виду, что в обществе функционируют еще другие институты кроме государства. Важнейшим таким институтом, во все прежние времена человеческого общежития, является религиозная организация. При внимательном рассмотрении вряд ли можно найти государственноорганизованное общество, где бы не было влияние какой-то религии на организацию жизни людей. Более того, в отдельных странах сама религия явилась (а кое - где до сих пор является) первоосновой государства (например, во многих мусульманских странах).
Способы и формы защиты прав
потребителей при обнаружении недостатков в приобретенном товаре
Издавая нормы права и, тем самым, предоставляя возможность возникновения на ее основе субъективных прав и охраняемых законом интересов, государство обязано предусмотреть и соответствующую форму и способ их защиты защиты. Форма защиты права - это регламентированный правом комплекс особых процедур, о ...
Содержание заявления о пересмотре заочного решения
1. Ответчик может обратиться в суд с заявлением об отмене заочного решения. В ст. 238 ГПК РФ изложены требования, предъявляемые к содержанию и форме заявления об отмене заочного решения, адресуемого вынесшему его суду. Это заявление должно содержать определенные реквизиты. Заявление составляется в ...
Виды и функции консульских представительств
Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции консульских учреждений могут выполнять дипломатические представительства. В то же время в государстве, где нет дипломат ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).