Референдум и плебисцит – понятия

Страница 2

Во Франции плебисцит считается синонимом референдума. Примерами плебисцита являются голосования по поводу получения Наполеоном Бонапартом пожизненного консульства (1802) и наследственного императорского достоинства (1804), по поводу государственного переворота, совершенного президентом Французской II Республики Луи Бонапартом в 1852 г. Процедуры проведения плебисцита и референдума не отличаются друг от друга. Фактически плебисцитами являлись проводившиеся в начале 70-х гг. референдумы во Франции, в Египте в период президентства А. Са-дата. голосования в Чили в 1978, 1980 и 1988 гг. (последний П. 1988 г. был проведен по поводу продления мандата президента). в Южной Корее в 1969, 1972 и 1980 гг. В Бразилии 21 апреля 1993 г. был проведен П., в результате которого большинство поселения высказалось за сохранение в стране президентской формы правления.

Институт референдума как формы непосредственной демократии нашел широкое применение в субъектах федерации США. Другие виды непосредственной демократии в США - народная инициатива, отзыв должностных лиц.

Референдум и плебисцит безусловно близкие по значению понятия, ведь они на ряду со свободными выборами являются формами непосредственного народовластия и демократии в её классическом понимании.

Некоторые авторы не причисляют плебисцит к форме непосредственного народовластия, считая, что при плебисците, народ не осуществляет власть, а всего лишь отвечает на тот или иной вопрос, предложенный ему институтом власти. И такая точка зрения не безосновательна, еще и потому, что «в настоящее время «прямая демократия» означает, что граждане имеют право принимать прямое участие в выработке решений по ключевым вопросам посредством общенародного голосования, – как по своей собственной инициативе, так и вследствие исполнения обязательных положений Конституции, т.е. независимо от желания правительства или парламента.

Это определение содержит в себе первый критерий прямой демократии: прямая демократия действует в отношении решений по ключевым вопросам, а не в отношении отдельных личностей. Второй обязательный критерий можно сформулировать следующим образом: прямая демократия наделяет граждан властью, а ее процедуры направлены на разделение властных полномочий. Разделение полномочий обычно означает, что определенное количество граждан (численность группы должна быть определена законом) может инициировать процедуру прямой демократии независимо от желания исполнительной или законодательной власти. Этот критерий означает, что плебисциты, т.е. процедуры общенародного голосования, которые могут быть инициированы не гражданами, а исключительно властными институтами, также не имеют отношения к прямой демократии. В соответствии с данным определением, различие между плебисцитами и референдумами является базовым для понимания сущности прямой демократии. Зачастую это различие не учитывается, что приводит к взаимному непониманию сторон при обсуждении проблем прямой демократии».

Эти различия и определения носят достаточно условный характер. В некоторых странах, например, в Швеции существующий институт плебисцита именуется консультативным референдумом. А, например, в Болгарии определен предмет плебисцита, но не референдума. Значит, здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит - решающий.

Понятиями, близкими к "референдуму", можно считать плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти четыре понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Сущность Конституции Российской Федерации
Сущность Конституции РФ, то есть ее наиболее важные свойства, определяющие ее роль в жизни общества, следует рассматривать в двух измерениях: в юридическом и социально-политическом. Образно говоря, в отличие от большинства других законов Конституция в наибольшей степени является продуктом и достоян ...

Состязательность и равноправие сторон – движущие силы уголовного судопроизводства
В розыскном идеальном типе судопроизводства движущей силой служит односторонняя воля органа расследования, а для решения вопроса об уголовной ответственности применяется не имеющий в себе каких-либо гарантий административный метод правового регулирования. Полное господство публичного и отсутствие л ...

Формы государственного правления
Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: - власть передается по наследству; - власть принадлежит властител ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru