Право и закон » Закон в современной России. В поисках правового государства » Правовое государство согласно Теории государства и права

Правовое государство согласно Теории государства и права

Страница 1

Вообще, сама по себе идея правового государства преследует цель достижения гармонии и справедливости в обществе. При этом речь идет о механизмах, благодаря которым достигается оптимальное соотношение интересов государства и личности, когда личность, в том числе, ограждается от произвола государства. В числе родоначальников теории правового государства в первых рядах стоят Платон и Аристотель, Кант и Гегель и другие.

Может ли власть в том или ином государстве заявить и прописать в Конституции то, что оно правовое? Безусловно, но это пока еще ни о чем не говорит, так как для того, чтобы действительно сделать государство правовым, мало одних слов – необходимо еще и задействовать целый ряд механизмов, благодаря которым будут реализованы основные признаки правового государства. К таким признакам относятся верховенство закона, организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций, обеспечение взаимной ответственности государства и граждан. По сути, это едва ли не исчерпывающий список, так как большинство иных признаков, так или иначе, вытекают из трех вышеназванных. Но давайте разберемся, что они представляют собой.

Говоря о верховенстве закона нужно понимать, что закон может быть как справедливым, так и несправедливым. Значит, если речь идет о правовом государстве, то содержательная сторона должна базироваться на справедливости и беспрекословном приоритете общечеловеческих ценностей. При этом, государственная власть в своих законах должна закреплять волю народа, которая выражается через механизмы гласности и свободы слова, а так же в определенных случаях выборы и референдумы.

Стоит отметить, что верховенство закона – это не только справедливость содержания законов. В первую очередь, это требование неукоснительного соблюдения и исполнения законов всеми без исключения гражданами. Отсюда вытекает и еще одно требование – абсолютное исключение противоречий между нормативными актами, допускающее неоднозначное толкование в зависимости от ситуации, и соответствие государственных законов нормам международного права. Кроме того, во главу угла необходимо поставить и четкую иерархию законов, главное место в которой занимает основной закон – Конституция и какое-либо противоречие ей недопустимо в принципе.

Еще один неотъемлемый признак правового государства – принцип разграничения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебных функций, прописанный в Конституции. При этом должен быть выработан четкий и отлаженный регулирующий механизм – сдержек и противовесов. Согласитесь, нельзя говорить о самостоятельности и разграничении, когда одна ветвь власти в том или ином виде присваивает себе функции, несвойственные для нее. Однако при взаимных сдержках и противовесах приветствуется двойственное разделение функций. Например, депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лиц исполнительной власти, выборность органов и другие. Но наиболее важным механизмом в системе сдержек и противовесов является работа Конституционного Суда по разрешению дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению споров о компетенции между государственными организациями.

Что же касается взаимной ответственности государства и гражданина, то здесь, в первую очередь, необходимо поставить их в один ряд – признать их равными субъектами. Достаточно незначительного перекоса в сторону государства и гражданин неминуемо вытесняется из политической системы, в результате чего гарантированные государством права и свобода превращаются в формальность. Но необходимо помнить, что в правовом государстве не только государство должно нести ответственность перед личностью, но личность должная нести ответственность перед государством. В свою очередь, государство должно гарантировать гражданам нормальные условия существования, выполняя взятые на себя обязанности.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Порядок оформления внешнеторговых сделок
В соответствии с п. 2 Указа № 1209 бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены. Заключенный бартерный договор должен иметь дату и номер и должен быть составлен в виде одного документа.Исключение составляют бартерные сделки, заключаемые в счет ...

Структура федеральных целевых программ
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Целева ...

Конституция США 1787 и ФРГ 1949 года
Большинство важнейших государственных функций (законотворчество, бюджетный процесс, назначение высших должностных лиц) в президентских и парламентских республиках не принадлежит полностью ни одной ветви власти. Полномочия в данных сферах распределены таким образом, что законодательная и исполнитель ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru