Право и закон » Конституционное развитие России » Конституции РСФСР 1925 и 1937 годов

Конституции РСФСР 1925 и 1937 годов

Последующая советская Конституция, утвержденная XII Всероссийским Съездом Советов от 11 мая 1925 года, несколько смягчила тот революционный характер предыдущей Конституции, о котором говорилось выше. Кроме того, принятие этого акта ознаменовало собой новый этап в формировании государственности в России – наша страна вступила во вновь образованный Союз Советских Социалистических Республик. С этим связано то обстоятельство, что указанный акт во многом дублировал положения принятой годом ранее Конституции СССР. Однако все же Конституция 1925 года имела ряд особенностей. Рассмотрим наиболее характерные из них:

1) она закрепила вхождение РСФСР в состав СССР на правах союзной республики;

2) была утверждена передача части полномочий РСФСР органам власти союзного государства по предметам его компетенции;

3) была установлена система органов государственной власти, соответствующая конституционной модели соподчинения союзным органам;

4) Конституция 1925 года уточнила конституционный статус автономных республик и автономных областей в составе РСФСР.

Таким образом, вновь принятая Конституция РФСР, закрепившая новый статус России как участника СССР, не добавила ничего кардинально нового к положениям Конституции 1918 года. Указанный акт просуществовал на протяжении чуть более десяти лет.

Стоит отметить, что начиная с Конституции РСФСР 1925 года, все последующие подобные акты советского периода принимались в соответствие с изменениями в союзном конституционном законодательстве. Так, например, последующая Конституция, принятая Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов от 21 января 1937 года, также во многом дублировала положения Конституции СССР 1936 года. Так, например, в главу XI указанного документа также был включен перечень экономических, социальных, политических и личных прав граждан, как это имело место в главе Х Конституции СССР. Важным также является закрепление конституционного статуса коммунистической партии как руководящего ядра советского общества. При этом, однако, рассматриваемая Конституция имела и ряд своих отличительных особенностей:

1) в ней более подробно, чем в Конституции СССР 1936 года, определялись вопросы ведения РСФСР;

2) данный акт детальнее закреплял компетенцию высших органов государственной власти и управления республики;

3) положения о полномочиях высших органов государственной власти и управления автономных республик, автономных областей получили большую конкретизацию;

4) было расширено конституционное регулирование местного самоуправления.

Надо сказать, что Конституция 1937 года неоднозначно оценивается различными авторами. Дело в том, что принятие данного акта совпало по времени с пиком сталинских репрессий и фактическим государственным переворотом, окончательно установившим режим личной власти. В связи с этим Конституция 1936 года во многом не отражала реальное положение дел. Положения "Конституции победившего социализма" о свободе совести, свободе слова и так далее на практике фактически не осуществлялись.

В силу того, что последующий конституционный акт был принят по истечении более чем сорока лет, в рассматриваемую Конституцию вносились изменения, которые, прежде всего, касались:

1) структуры государства в силу расширения его территории;

2) расширения прав субъектов РСФСР;

3) совершенствования системы и уточнения наименования и компетенции государственных органов;

4) принятия в стране мер по преодолению последствий произвола и беззакония, а также режима личной власти после 1953 года;

5) расширения гарантий ряда конституционных социально-экономических прав граждан.

Смотрите также:

Размеры авторского вознаграждения
Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения устанавливаются в АД, а для служебных произведений — в трудовом договоре. Минимальные размеры ставок авторского вознаграждения и порядок их индексации устанавливаются Кабинетом Министров Украины (часть третья п.5 ст.15 Закона об авторском праве). С ...

Функции политической системы
Все социальные системы имеют четыре общих основных функции: - система должна соответствовать своей "модели", особенно в аспекте управления и контроля над обществом; - она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами; - она должна интегрировать сво ...

Соотношение гражданско-правовых норм и дефиниций
Гражданско-правовые дефиниции включаются в механизм нормативно-правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений в качестве юридического средства отражения явлений, процессов и потребностей развития. Гражданско-правовые дефиниции имеют свою юридическую природу, под которой по ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru