В тех случаях, когда из поступившей информации (повода) о преступлении с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, может быть проведена предварительная проверка в порядке ст. 144 УПК. Она дает возможность получить дополнительные сведения и материалы, необходимые для правильного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня получения указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить указанный срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
Способами предварительной проверки являются: получение объяснений; истребование необходимых предметов и документов, а также предоставление их любыми гражданами; производство ревизий, документальных проверок. На практике в стадии возбуждения уголовного дела проводятся инвентаризации, контрольные закупки, а также специальные исследования.
Согласно УПК РСФСР, который действовал до 1 июля 2002 года, сбор указных материалов осуществлялся без производства следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом (ст.109 УПК РСФСР). На данном этапе допускалось производство единственного следственного действия – осмотра места происшествия.
В настоящее время в УПК (ч.4 ст.146) до возбуждения уголовного дела законодатель допустил производство трех следственных действий: осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы. Это весьма рациональный шаг законодателя.
Объяснение может быть получено от любого лица, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Процедура получения объяснений близка к процедуре допроса, однако лицо не несет уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Необходимые предметы и документы могут быть истребованы по почте или непосредственно у граждан или должностных лиц. В последнем случае должен быть составлен соответствующий протокол с указанием места, времени и обстоятельств истребования и получения необходимых материалов.
Документальная проверка – это изучение по документам какой-либо одной стороны деятельности учреждения с целью получения сведений о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом составляется акт документальной проверки.
Ревизия – это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период. Она также проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в документах. По итогам ревизии составляется акт.
Органы расследования широко используют для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела помощь специалистов, поручая им производство исследований разного рода.
Наиболее часто такие исследования производятся, когда требуется выявить признаки преступлений, связанных с наркотическими средствами, подделкой документов, незаконного ношения, хранения и приобретения оружия , фальшивомонетничества и т.д.
Предварительная проверка заявлений (сообщений) о преступлениях служит одной из гарантий законного и обоснованного возбуждения уголовного дела. Вместе с тем она должна проводиться только в случае действительной необходимости. Если же признаки преступления с достаточной ясностью содержатся в самом заявлении (сообщении) о преступлении, то уголовное дело должно быть возбуждено немедленно.
По мнению ряда ученых, деятельность до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не является процессуальной. Сторонники этой точки зрения считают, что уголовно-процессуальные отношения возникают только после возбуждения уголовного дела, а в уголовно-процессуальные формы могут облекаться только следственные действия .
Согласиться с этим нельзя. Если возбуждение уголовного дела есть стадия уголовного процесса, то деятельность, производимая на этой стадии, не может быть процессуальной. Недопустимо также сводить процессуальные действия только к следственным. Последние производятся исключительно с целью обнаружения, закрепления и проверки доказательств. Их круг четко определен и регламентирован законом. Понятие же процессуальных действий гораздо шире. Они включают в себя как следственные, так и иные действия, с помощью которых не только получают доказательства, но и решают другие задачи уголовного процесса. Прав В.М. Савицкий, полагавший, что отрицание процессуального характера действий, производимых до возбуждения уголовного дела, "проистекает, вероятно, из-за терминологического отождествления процессуальных действий со следственными, в то время как отношение между первыми и вторыми суть отношения рода и вида".
Особенности правового положения военно-учебных заведений
Действующее законодательство позволяет определить высшее учебное заведение в Российской Федерации как образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского профессионального образован ...
За что накажут проверяющие
Согласно ст. 3.13 Процессуальноисполнительного кодекса об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) только сотрудники налоговых органов имеют право применять меры ответственности за нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарнотранспортных накладных и указание в них недостов ...
Традиционные проблемы, связанные с выполнением положений
в области интеллектуальной собственности
Если в 70-е - 80-е годы развитые страны беспокоило отсутствие улучшений в фундаментальных нормах по интеллектуальной собственности в традиционных международных документах, то они выказывали еще большее недовольство практическими проблемами, с которыми была вынуждена сталкиваться их собственная пром ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).