Право и закон » Возбуждение уголовного дела » Сущность и значение возбуждения уголовного дела

Сущность и значение возбуждения уголовного дела

Страница 1

Возбуждение уголовного дела - это первая и обязательная стадия, на которой прокурор, следователь, орган дознания, судья или суд при обнаружении признаков преступления решают вопрос о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Стадия возбуждения уголовного дела начинается с момента поступления в компетентный орган сообщения о преступлении (п. 9 ст. 5 УПК РФ). Говоря о данной стадии, В.Н. Григорьев обоснованно утверждает, что "сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок предварительного расследования".

В УПК РСФСР под возбуждением уголовного дела подразумевалась, прежде всего, система норм, регламентирующих деятельность участников уголовного судопроизводства по обнаруженному преступлению и складывающихся в результате ее осуществления правоотношений. В своей совокупности они составляли самостоятельный уголовно-процессуальный институт. Возбуждению уголовного дела была посвящена глава 8 раздела II УПК РСФСР. Этим понятием охватывались: поводы к возбуждению уголовного дела, основания к возбуждению уголовного дела, обязательность рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении, порядок возбуждения уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела, направление заявления или сообщения по подследственности или подсудности, направление дела после его возбуждения, надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела.

В отличие от УПК РСФСР, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации 2001 г. (далее - УПК РФ) появился специальный раздел - VII, названный "Возбуждение уголовного дела". Он состоит из двух глав:

1) поводы и основание для возбуждения уголовного дела;

2) порядок возбуждения уголовного дела.

Всего в разделе десять статей (ст. 140 - 149).

Нормы, так или иначе относящиеся к возбуждению уголовного дела, содержатся также в других разделах, главах и статьях УПК РФ, так, например, в п. 9, 19, 33, 36.1, 43 ст. 5; ст. 20 (виды уголовного преследования); в ст. 23 (привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации) и др.

Возбуждение уголовного дела как часть досудебного производства определяется главным образом нормами, сосредоточенными в ст. 140 - 149 УПК РФ. Но позиция автора близка к мнению ученых-процессуалистов А.А. Белавина, А.А. Усачева и С.И. Гирько, которые считают, что говорить о совершенной модели анализируемой части производства по уголовному делу, представленной в УПК РФ, нельзя. Обусловлено это в первую очередь тем, что далеко не безупречна сама регламентация данного производства. Глава 19 УПК РФ названа "Поводы и основание для возбуждения уголовного дела". Но так же называется и ст. 140 настоящего Кодекса. С точки зрения законодательной техники подобный прием вряд ли допустим и оправдан. Понятия повода законодатель не дает, хотя необходимость в этом имеется. Вполне логично, что в ч. 1 ст. 140 обозначены поводы для возбуждения уголовного дела. Но в ч. 2 этой же статьи содержится указание на основание для возбуждения уголовного дела. Последнее относится к принятию решения о возбуждении уголовного дела. Представляется, что правильнее было бы дефиницию основания возбуждения уголовного дела включить в ч. 1 ст. 146 УПК, которая регламентирует порядок возбуждения уголовного дела.

Вопреки логике далее в ст. 141 УПК РФ дается краткая характеристика заявления о преступлении и здесь же определяется порядок приема данного вида сообщения о преступлении.

Нельзя не обратить внимание и на определение явки с повинной (ст. 142 УПК РФ) через "заявление о явке с повинной" (ч. 1 ст. 142 УПК). "Явка с повинной" и "заявление о явке с повинной" - понятия неравнозначные.

Вряд ли был прав законодатель, когда не определил последний повод для возбуждения уголовного дела, - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК). Это вызывает неопределенность и связанную с этим различную его трактовку.

В явном, на взгляд автора статьи, противоречии с наименованием главы 19 "Поводы и основание для возбуждения уголовного дела" находятся элементы рассмотрения сообщения о преступлении: принятие и оформление устного заявления о преступлении (ч. 3 - 6 ст. 141), устного заявления явившегося с повинной (ч. 2 ст. 142) и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников (ст. 143). Более того, представляется неоправданным включение в главу 19 ст. 144 "Порядок рассмотрения сообщения о преступлении" и ст. 145 "Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении". Все это не входит в понятие "поводы для возбуждения уголовного дела".

Думается, что было бы логичнее изначально урегулировать поводы для возбуждения уголовного дела, а затем порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

Нельзя не отметить и то, что закрепленный в УПК РФ порядок рассмотрения сообщения о преступлении вряд ли можно признать оптимальным. Абсолютно верно, что закон вначале устанавливает общий алгоритм действий дознавателя, органа дознания и следователя в связи с получением сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК). Однако затем вместо напрашивающегося определения порядка принятия сообщения о преступлении выделяется и отдельно регламентируется проверка, причем только сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК).

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Правовое положение, задачи, функции и организационное построение службы вневедомственной охраны. Виды подразделений вневедомственной охраны
В своей деятельности строевые подразделения полиции вневедомственной охраны руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом РФ «О полиции», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. З ...

Президент РФ в системе разделения властей
Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную», органы этих трех ветвей самостоятельны. Однако следующая, 11-я статья содержит несколько иные положения. Из анализа ее текста следуе ...

Особенности субъективных признаков преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ
Иногамовой-Хегай Л.В рассуждает, что «действующий УК не дает определение понятию «субъект преступления», используя в качестве синонима термин «лицо, совершившее преступление». Вместе с тем именно в ст. 19 УК называются необходимые признаки, характеризующие то или иное лицо как субъект преступления. ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru