Право и закон » Договор купли-продажи земель в Российской Федерации » Государственная регистрация сделок с землей

Государственная регистрация сделок с землей

Страница 1

Государственная регистрация прав и сделок представляет собой административный акт, обеспечивающий фиксацию соответствующих прав, определяющий момент их возникновения, но не вызывает эти права и не может рассматриваться как их основание.

В целом вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним отечественными правоведами исследованы достаточно полно и здесь мы выделим лишь несколько моментов, связанных непосредственно с темой.

В соответствии со статьей 25 ЗК РФ права на земельные участки, в том числе право собственности, подлежат государственной регистрации. А вот государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна только в случаях, предусмотренных в федеральных законах. В числе последних надо назвать продажу жилого дома или квартиры вместе с участком, продажу земельного участка в составе предприятия, ипотеку земельного участка.

Поэтому мы вправе утверждать, для обычных сделок купли-продажи земельных участков государственная регистрация самих сделок не предусмотрена. Не указывает на обязательность государственной регистрации договора купли-продажи земельных участков и ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Кстати, именно это обстоятельство и позволяет довольно уверенно квалифицировать рассматриваемый договор как консенсуальный. Права и обязанности по гражданско-правовым сделкам по общему правилу возникают с момента заключения соответствующего договора, в соответствии с абз. первым п.ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, "если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора". Исходя из момента возникновения обязательственных связей договоры (сделки) традиционно делятся на консенсуальные и реальные. Если достаточно простого соглашения сторон по всем существенным условиям, то сделка именуется консенсуальной, если же помимо соглашения требуется совершить определенное действие (чаще всего таким действием называется передача соответствующей вещи), то сделка именуется реальной. В литературе есть и более детальное описание границы между этими сделками, а также причин, по которым есть смысл сохранять такое деление.

Поскольку земельные участки всегда являются недвижимым имуществом, то требуется учесть правило п.3 ст.433 ГК РФ - "договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом". Если бы договор купли-продажи земельных участков подлежал государственной регистрации, то его определение как консенсуального в значительной степени утратило бы смысл - права и обязанности из такого договора возникали бы только после акта государственной регистрации самой сделки.

Смысл же выделения консенсуальных договоров в случае, когда регистрируется только право, имеется. И вот почему. Например, при заключении договора купли-продажи земельного участка стороны согласовали все существенные условия, а возможно и частично исполнили сделку, однако право собственности не зарегистрировано. Изменяется ли правовое положение сторон? Безусловно, - да, хотя конечные цели сторон пока не достигнуты. Дело в том, что сама по себе сделка признается действительной (заключенной) и без государственнойрегистрации.

И как только произойдет государственная регистрация, возникнут и соответствующие права и обязанности. Иное дело, если данная сделка была реальной, т.е. требовалось передать участок или совершить иное действие; если такое действие не было совершено, то нет оснований и для самой государственной регистрации, поскольку нет самой сделки.

Естественно, это не касается сделок, которые до настоящего времени подлежат государственной регистрации, но здесь ситуация может измениться, поскольку имеющиеся проекты ориентированы на отмену государственной регистрации сделок с недвижимостью.

В литературе отмечались и другие особенности различия консенсуальных и реальных договоров, которые не позволяют их смешивать.

Надо также признать, что действующая регистрация сделок имеет мало смысла.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Рассмотрение закона в Совете Федерации
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение Совета Федерации. Конституционно закреплено, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали более половин ...

Защита права собственности
Экономические отношения собственности (присвоения) составляют основу любого общества, а правовое регулирование появляется и сохраняется, прежде всего, как система норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих данные отношения. В условиях современной России собственность имеет исключительное зна ...

Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП
Начнем с управленческих механизмов целевых программ, которые нуждаются в изменении. Эффективное межведомственное взаимодействие требуется не только на межпрограммном и программном уровнях, но и применительно к отдельным мероприятиям. Междисциплинарность многих программ обусловливает наличие даже на ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru