Если в первичных материалах о совершении преступления (заявлении, явке с повинной, сообщении о совершении преступления, а также материалах их проверки органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором) имеются сведения, позволяющие предположить, что преступление совершено определенным лицом, то в постановлении о возбуждении дела это лицо должно быть указано, считаясь после этого подозреваемым. Когда же на момент возбуждения уголовного дела данные о таком лице в первичных материалах еще отсутствуют и появляются лишь в ходе предварительного следствия, это лицо в юридическом смысле не считается подозреваемым При этом следует иметь в виду, что в ст. 46 УПК понятие подозреваемого дано в уз ком, формально-юридическом смысле. Как указал Конституционный Суд РФ в п. Постановления от 27.06.2000 № 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова факт уголовного преследования может подтверждаться не только актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, но также: а) проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.); б) любыми иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующим о наличии подозрений против него (в частности, разъяснением в соответствии с ч. ст. 51 Конституции РФ права не давать показаний против самого себя). Лицо, в отношении которого осуществляются названные действия, должно считаться подозреваемым в широком, содержательном смысле слова. Такое, конституционное, понимании понятия подозреваемого дает ему право немедленно воспользоваться помощью защитника, не дожидаясь формального признания за ним этого статуса какими-либо актам органов предварительного расследования. Этот подход нашел отражение и в УПК РФ Так, при задержании по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, подозреваемый появляется не с момента составления протокола о задержании (на что дается 3 часа с момента доставления задержанного в орган дознания, к следователю или прокурору — ч. ст. 92), а с момента так называемого фактического задержания, которое может иметь место и до возбуждения уголовного дела. Фактическим задержанием, согласно п. 1 ст. 5, считается момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. При этом подозреваемый приобретает прав немедленно воспользоваться помощью защитника.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 подозреваемый, задержанный в порядке, установлен ном ст. 91, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. Следует иметь в виду, что проведение допроса в указанный срок — не только обязанность органов предварительного расследования, но и важное право подозреваемого, поскольку при этом наиболее полно реализуется его право знать, в че он подозревается (п. 1 ч. 4 ст. 46).
Подозреваемый как участник судопроизводства существует ограниченное время Если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, то это время, со гласно указанию ст. 100, не может превышать 10 (или 30) суток с момента задержания до предъявления обвинения. Если же мера пресечения не была избрана в отношении подозреваемого в течение 48 часов, то он подлежит освобождению (ч. 2 ст. 94) и после этого формально1 не может считаться подозреваемым, ибо более не задерживается и не подвергается применению меры пресечения. Исключение составляют случаи когда в постановлении о возбуждении дела обоснованно будут указаны данные о этом лице. При производстве дознания лицо может находиться в положении подозреваемого вплоть до составления обвинительного акта, после чего оно считается обвиняемым.
Закон наделяет подозреваемого следующими правами, направленными на обеспечение его права на защиту от подозрения в совершении преступления.
Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается. Обязанность лица, ведущего предварительное расследование, своевременно поставить в известность подозреваемого о том, в чем он подозревается, реализуется путем: а) предоставления подозреваемому копии постановления о возбуждении против него уголовного дела, в котором раскрываются поводы и основания для принятия этого решения, нормы уголовного закона, на основании которых возбуждено уголовное дело (ч. 2 ст. 146);
б) указания в протоколе задержания оснований и мотивов задержания (ч. 2 ст. 92);
в) указания преступления, в котором оно подозревается, в постановлении о применении меры пресечения до предъявления лицу обвинения (ч. 1 ст. 101). К сожалению, в отличие от прежнего уголовно-процессуального законодательства УПК РФ не содержит нормы о том, что в начале первого же допроса подозреваемому должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается. Однако, учитывая, что право на защиту (в том числе и право знать содержание подозрения) должно быть обеспечено подозреваемому органами, ведущими уголовный процесс (ст. 16), дознаватель, следователь или прокурор обязаны сделать ему это разъяснение.
Субъекты права законодательной инициативы и в
Федеральном Собрании
Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право. В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение. Первый - кооперативное внесен ...
Причины женской преступности
Причинами преступности в нашем обществе в самом общем плане следует признать совокупность объективных и субъективных обстоятельств, порождающих преступность как свое закономерное социальное последствие. Преступность - явление социальное, что позволяет сделать вывод, что причины ее социальны по свое ...
Общая характеристика правовых актов о правоохранительных органах
Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует, изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их ‑ точно определить невозможно. Но, во всяком случае, можно смело утверждать ‑ не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).