В качестве способов публично-правового регулирования реализации гражданских прав используются обязывающие, запрещающие и дозволяющие предписания, адресованные правомочным лицам и компетентным государственным органам. Возникающие на основе этих предписаний права, обязанности и ответственность указанных субъектов составляют содержание юридической процедуры механизма публично-правового регулирования реализации гражданских прав.
Основными видами публично-правового регулирования реализации гражданских прав являются:
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
государственное лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;
государственная регламентация процедуры несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности;
государственное техническое регулирование установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, утилизации, хранению, выполнению работ или оказанию услуг;
государственная регистрация имени гражданина, места его пребывания или жительства;
особенности основных видов публично-правового регулирования реализации гражданских прав находят свое отражение в объектах, субъектах и содержании возникающих при этом правовых отношений.
Гражданское законодательство не всегда адекватно закрепляет различные аспекты публично-правовых начал (принципов). В Гражданском кодексе Российской Федерации используются взаимоисключающие понятия принципов, основных начал, общего смысла, требований гражданского законодательства (ст. 1, 6, 602, 662 ГК РФ и др.). В статье 1 кодекса, посвященной основным началам гражданского законодательства, не нашел закрепления принцип публично-правового регулирования реализации гражданских прав. Пункт 2 кодекса необоснованно исключает возможность регулирования «неотчуждаемых» прав человека. Общие публично-правовые ограничения рассредоточены по различным статьям общей и особенной частей кодекса (ст. 10, 137, 602, 662, 1065 ГК РФ и др.). Положения кодекса о возникновении соответствующих гражданских прав с момента их государственной регистрации (ст. 8, 23, 49, 131 ГК РФ и др.) не соответствуют юридической природе, назначению и практике регистрации этих прав, предусмотренной соответствующими законодательными актами.
В законодательных актах, посвященных ограничению и регулированию реализации соответствующих гражданских прав, не нашло адекватного отражения назначение этих публично-правовых начал (принципов) гражданского законодательства. Права и обязанности компетентных органов, выступающих одной из сторон правоотношений, возникающих в процессе публично-правового регулирования реализации гражданских прав, зачастую объединяются в «компетенцию», «полномочия» этих органов, что затрудняет разграничение возможного и должного поведения должностных лиц, создавая почву для различных злоупотреблений.
Понятие и значение причинной связи в уголовном праве
Причинная связь является обязательным признаком объективной стороны преступлений с материальным составом. Это говорит о том, что для привлечения лица к уголовной ответственности в обязательном порядке нужно установить: явились ли преступные последствия результатом именно его действия или бездействи ...
Понятие и виды источников коммерческого права
Источниками коммерческого права следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие нормы как частного, так и публичного права, предназначенные для регулирования предпринимательской деятельности. Источниками коммерческого права являются нормативные акты, регулирующие отношения, связанн ...
Реализация юридической ответственности органами внутренних
дел
Основная задача органов внутренних дел в рамках реализации юридической ответственности – задача предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной дея ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).