Критериями деления права на частное и публичное выступают предмет, метод и защищаемые интересы субъектов регулируемых отношений. Взаимодействие публично-правовых и частноправовых начал осуществляется не только на межотраслевом, но и на отраслевом уровне нормативно-правового регулирования.
Социальная обусловленность использования и назначения публично-правовых начал в гражданском законодательстве состоит в объективной необходимости государственной организации эффективного функционирования экономического оборота, проводимой посредством гармонизации интересов его участников, ограничения их прав, свобод и контроля за осуществляемой ими деятельностью.
Публично-правовые начала гражданского законодательства представляют собой его объективно обусловленные принципы, определяющие необходимость, цели, пределы, содержание и порядок использования публично-правовых средств в механизме гражданско-правового регулирования. Основными публично-правовыми началами гражданского законодательства являются принцип ограничения гражданских прав и принцип регулирования реализации гражданских прав.
Публично-правовые ограничения - это законодательное сужение объема нормативно закрепленных гражданских прав, направленное на обеспечение общенациональных интересов в сфере регулируемых гражданским законодательством общественных отношений. Объектом публично-правовых ограничений могут быть любые закрепленные в законе гражданские права и свободы, в том числе и так называемые неотчуждаемые права человека. Публично-правовые ограничения гражданских прав следует отличать от правовых обременении, которые не сужают объем гражданских прав, а лишь создают для их носителей дополнительные трудности, неудобства, обязанности.
Способами законодательного закрепления публично-правовых ограничений гражданских прав являются нормативные установления: оснований, пределов и целей ограничений; запрещающих и обязывающих предписаний; определенного (исчерпывающего) перечня объектов и круга субъектов соответствующих гражданских прав.
Основными видами публично-правовых ограничений гражданских прав являются общие и институциональные.
К общим ограничениям относятся требования гражданского законодательства:
не злоупотреблять правом;
соблюдать основы правопорядка и нравственности;
не заниматься деятельностью, создающей угрозу причинения вреда другим лицам;
руководствоваться разумностью, добросовестностью, справедливостью, гуманностью,
К институциональным ограничениям относятся требования гражданского законодательства, сужающие объем:
права собственности;
свободы договора;
права на предпринимательскую деятельность;
личных неимущественных прав.
Публично-правовое регулирование реализации гражданских прав представляет собой механизм государственного контроля за их осуществлением, состоящий в выполнении правообладателями и компетентными государственными органами предусмотренной для этого обязательной юридической процедуры. Объектом публично-правового регулирования реализации гражданских прав могут выступать любые закрепленные в гражданском законодательстве права, реализация которых затрагивает общенациональные интересы в регулируемой сфере общественных отношений.
Понятие элементов состава преступления и их
признаки
Как было отмечено, выделяют четыре элемента состава преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Кратко рассмотрим их признаки: Объект преступления – это то, на что посягает преступление. При убийстве объектом преступления является жизнь другого человека, при краже – чу ...
Референдум и плебисцит – понятия
В мировой государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Поэтому надо сказать, что понятие плебисцит и референдум не вполне равнозначные и не всегда синонимичные. Понятие референдума: Рефере́ндум (от лат.referendum— то, что должно быть сообщено)— механизм ...
Понятие прав человека и гражданина
Возникновение понятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V — IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).