В связи с введением нового вида наказания за совершение воинского преступления — направление в дисциплинарный батальон СНК СССР утвердил Положение о дисциплинарном батальоне в Красной Армии. Это имело большое значение, поскольку давало возможность исправления и перевоспитания лиц, совершивших правонарушения, в условиях воинской службы.
Самовольная отлучка свыше суток признавалась дезертирством и влекла за собой лишение свободы на срок от пяти до десяти лет, а в военное время — высшую меру наказания — расстрел с конфискацией имущества.
Столь суровый закон был призван обеспечить охрану воинского правопорядка, способствовать укреплению воинской дисциплины и боевой готовности войск в условиях уже развязанной второй мировой войны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1940 г. «Об ответственности за нарушение правил воинского учета» устанавливается ответственность лиц рядового и младшего начальствующего состава за повторное нарушение правил воинского учета. Лица, признанные виновными в этом, подвергались принудительным работам на срок до одного месяца или денежному штрафу.
Во время Великой Отечественной войны значение охраны и укрепления воинской дисциплины неизмеримо возросло. Важную роль в охране воинского правопорядка и боеспособности войск сыграло военно-уголовное законодательство. Оно почти не подвергалось изменениям, что свидетельствует о совершенстве норм Положения о воинских преступлениях 1927 г. и других уголовно-правовых актов, принятых в довоенное время, достаточно полно учитывавших специфику воинских отношений и интересы их охраны, в том числе и нa случай войны. К тому же Положение о воинских преступлениях содержало нормы об ответственности военнослужащих за преступления, совершенные в военное время.
Тем не менее, некоторые дополнения военно-уголовного законодательства в этот период имели место. Все они были обусловлены
необходимостью мобилизации всех средств и сил для отпора врагу и победы над ним. Так, для обеспечения наиболее полной мобилизации в январе 1942 г. была введена уголовная ответственность как за воинские преступления за уклонение от воинского учета военнообязанных и призывников (ст. 193-10а УК РСФСР). Лица, содействовавшие виновным в уклонении от воинского учета, также привлекались по указанной статье к уголовной ответственности.
Для повышения сплоченности личного состава и ответственности за выполнение воинского долга были утверждены Положения: о Красном знамени воинских частей Красной Армии (декабрь 1942г.); о Красном знамени Гвардейского корпуса (июнь 1943 г.) о Красном знамени войсковых частей Военно-Морского флота СССР (февраль 1944 г.). За утрату знамени вследствие малодушия весь командный состав подлежал суду военного трибунала.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. на всех железных дорогах было введено военное положение, которым устанавливалась ответственность работников железнодорожного транспорта за преступления по службе наравне с военнослужащими Красной Армии. Его действие было распространено на Наркомморфлот, Наркомречфлот и Главное управление Севмор-пути. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1944 г. распространил действия Положения о воинских преступлениях в военное время на лиц рядового и начальствующего состава военизированной охраны НКВД СССР за преступления по службе.
Еще постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 г. «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» 1924 г. были дополнены ст. 19-2 (прим. 2 к ст. 28 УК РСФСР), предусматривающей отсрочку исполнения приговора в военное время в отношении военнослужащего, осужденного к лишению свободы, до окончания военных действий с направлением его в действующую армию. Именно применение в годы Великой Отечественной войны такой отсрочки исполнения приговора в отношении
Субъектная классификация государственного контроля
В следующей части данной работы государственный контроль будет рассмотрен как деятельность уполномоченных на проведение контроля субъектов. Следует сказать, что разделение видов контроля по субъектам с учетом объектов контроля является условным, так как один субъект может оказывать контролирующее в ...
Проблемы становления гражданского общества в России
Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первона ...
Некоторые проблемы договора имущественного страхования
и пути их решения
По договору страхования имущества возмещению подлежит утрата или повреждение имущества. При страховом случае возможна ситуация, когда имущество физически не утрачивается и не повреждается, а оказывается в таком состоянии, что не может больше выполнять свои функции. Для восстановления прежнего его с ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).